Прошёл год. Что изменилось в мусорной реформе?
Узаконенная глупостьВ коммунальной сфере так всегда - первый год население привыкает, а государство пытается сдержать недовольство потребителей и кое-как залатать тришкин кафтан неподготовленной реформы. Так было с фактически новым налогом на капитальный ремонт в 2013 году (кто помнит - вначале вообще записали, что платит только тот, кто имеет договор с фондом), с перекладыванием ОДН на плечи жильцов в 2017 году, с чем я лично до сих пор категорически не согласен и считаю государственным обманом в пользу поставщиков коммунальных услуг. Ровно так идут дела с мусорной реформой, которая оказалась совершенно неподготовленной ни в материальном (отсутствие должного числа площадок и полигонов), ни в правовом отношении. До сих пор никто не понимает, что делать с ветками, шинами и батарейками - они по разным причинам не являются ТКО. То есть «Магнит» вывозить их права не имеет, а куда девать - государство не пояснило. Вот и дают старшие по домам команду дворникам по-тихому ломать ветки - и на дно контейнера, а где УК побогаче - купили измельчители. Пример одного районаГод назад в номере за 17 июля 2019 года мы рассказали о начале мусорной реформы на селе на примере Любинского муниципального района. Поскольку всегда стараюсь быть последовательным в своих действиях, попросили главу района Абая Курмашовича Ракимжанова год спустя опять собрать административно-хозяйственный актив и обсудить, что за год стало лучше, что осталось по-прежнему, какие проблемы появились вновь. Естественно, чтобы наши вопросы не падали в пустоту, попросили поучаствовать в мероприятии генерального директора ООО «Магнит» Карена Егояна. Представляем вниманию читателей наиболее интересные фрагменты двухчасового обсуждения.Во-первых, почему выбран именно Любинский район. Кроме того, что для сравнения положения сейчас и год назад, не секрет, что Любинский район - один из наиболее динамично развивающихся в области, а если по-русски - где есть какой-то порядок, чего не могу сказать про многие районы. Слушать, что всё плохо, всё пропало - неинтересно, полезно ездить туда, где люди пытаются найти решение возникающих проблем. При том поясню, что по большому счёту муниципальные районы технически отличаются от города тремя вещами: более длинными транспортными «плечами» до полигона (то бишь из поселения до райцентра), значительной долей дорог без асфальтового покрытия и большей долей индивидуального жилого сектора. Потому первоочередные задачи - не развалить последние дороги и мешочный сбор.Во-первых, о транспортной составляющей и роли администрации муниципального района. Расположены рядом два района: Любинский и Саргатский, но подход у администраций к вопросу ТКО разный. Если Любинская администрация сразу взяла всё под свой контроль и одна из немногих сумела сохранить, в частности, своего возчика, а по-научному - оператора, (не путать с региональным оператором, который «Магнит»), то соседи расписались в отсутствии техники и так далее и отдали вопрос «Экосу». Кого он там нанял, как он возит? Кто читает нас постоянно, помнит, как возмутился народ месяц назад на сходе тем, что деньги в тарифе берут за перевозки по утверждённой минприроды территориальной схеме, то есть из поселений на районный полигон и дальше, а по факту возят часто на старую свалку за околицей села. Люди же на селе видят больше, чем в городе, всё на ладони, ничего не скроешь.Ведь реально, что получилось во многих районах? Если говорить прямо - когда подрядчиков выгнали из города (там возит «Магнит» в лице «Экоса» и объективно нет претензий по графикам), они пошли в районы как субподрядчики «Экоса». Местные не контролируют их потому, что формально прав не имеют, да и этих людей не знают, а «Экос» далеко. Да, формально есть на грузовике электронный прибор, но, например, он же не знает - гружёный мусоровоз поехал из поселения в райцентр или за околицей мусор вывалил. Взять под контрольПотому, во-вторых, кто нас будет читать из районных и сельских глав, однозначно по опыту Любинского района советую добиться, чтобы возили местные организации под контролем администрации. Да, формально вы не обязаны, но тогда зачем вообще местная администрация?Не скрою, на встрече в Любинском районе было приятно видеть полный зал, включая депутатов и представителей политических партий. И принципиальных претензий к возчику ИП Галдину (его пригласили на трибуну рассказать о работе) ни у кого нет. Каждый глава сельского поселения и старший по дому в двух поселениях - Любино и Красный Яр - знает свой график вывоза, который соблюдается.Причём решилась и вторая проблема, о которой мы писали в прошлогоднем материале. Увидев по телевизору приобретённые для Омской области «Магнитом» красивые машины «Ман» грузоподъёмностью 20 тонн, сельским начальникам и людям, кто в этом понимает, сразу стало плохо: они красивые, бесшумные и водителю удобно, но приспособлены только для дорог с улучшенным покрытием, так как создают большое давление. Слабый деревенский асфальт продавится под ними за три-пять поездок, а в распутицу - и за раз, грунтовки и не обсуждаем.Оператор с гордостью отчитался, что с учётом состояния дорог и просьб администрации района у него работают только автомашины ГАЗ и ЗИЛ, а для райцентра приобретён новый автомобиль с боковой загрузкой (ведь не всегда можно подъехать к площадке с любой стороны). Бестарный вывозВ-третьих, о бесконтейнерном или мешочном сборе твёрдых коммунальных отходов. Читатели знают о том, что я однозначный сторонник именно данной схемы сбора, так как просто не вижу иной возможности работать в малоэтажном секторе - не будешь же на каждые 10 - 12 домов (с учётом двух сторон улицы) площадку ставить. А сто метров в частном секторе - это именно столько домов, часть из которых пустуют, иначе - нарушение норм СаНПиН по максимальному расстоянию от дома до площадки.Это будет интересно и городским читателям - новый генеральный директор впервые публично сформулировал новую позицию ООО «Магнит» в отношении бестарного вывоза ТКО. Наши постоянные читатели помнят, что прежний руководитель Александр Чернов просто говорил, что он против, так как такой вывоз противозаконен, за что наша газета его не раз критиковала. Карен Егоян пояснил, что поскольку в правительственном постановлении № 1156 такой способ разрешён, прописан он и в областном приказе минприроды № 11 (это Порядок накопления ТКО), «Магнит» готов в любой момент приступить к данной схеме работы. Но для этого необходимо сделать две вещи: сначала минприроды Омской области должно нанести на территориальную схему обращения с твёрдыми коммунальными отходами улицы и микрорайоны, где осуществляется мешочный сбор, а на этой основе РЭК Омской области включит соответствующие затраты в тариф «Магнита».Тут автор с Кареном Егояном совершенно согласен. Мы с Александром Бурых про это ещё зимой говорили, когда Порядок накопления писали. Ведь юридически они обязаны и имеют право возить только по утверждённой схеме, а сегодня на областной и районных картах отображены только имеющиеся контейнерные площадки для сбора ТКО. Бестарный сбор никак не показан, значит, права такого у регионального оператора нет.Теперь, что касается РЭК. Не нужно быть большим экономистом, чтобы понимать, что поднять машиной один контейнер и загрузить мусор целой пятиэтажки - две-три минуты, а ходить и собирать мешки руками по всей улице, где жильцов примерно столько же - это разные временные затраты. Следовательно, эти расходы должны быть включены в тариф оператора.Так что сегодня мяч на стороне маинприроды Омской области и РЭК. Мы будем продолжать настаивать на сохранении и расширении данной схемы сбора отходов. Читатели тоже не должны оставаться безучастными - пишите, звоните, требуйте. Все мы граждане, налогоплательщики.Но главное - опыт района. В Любинском районе, где администрация контролирует процессы, нашли возможность сохранить бестарный сбор - просто договорились с местным перевозчиком. Да, он признался с трибуны, что несёт на этом убытки, но это социальная нагрузка, просьба администрации. Зачем платить дважды?Теперь о нерешённых проблемах, о которых тоже не молчали участники административно-хозяйственного актива.Как пояснили собравшиеся, наибольшее количество вопросов вызывает прекращение с 2020 года освобождения омичей, имеющих два дома или квартиру и дом, от оплаты за ТКО в помещении, где они фактически не проживают. Ведь не секрет, что многие давно переехали в город и там прописаны. Ну не сносить же родительский дом, чтобы не платить за мусор! Карен Егоян выложил свои козыри: «Вы требуете, чтобы «Магнит» работал в правовом поле, и это правильно. Мы так и работаем. Но раз в законе написано, что при оплате с человека положено платить и за пустующие помещения - какие к нам вопросы? Изменится закон - не будем взимать плату».Речь идёт об известной ситуации, которую напомню читателям. В постановлении Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года о порядке предоставления коммунальных услуг действительно говорится, что если квартира (дом) не оборудована прибором учёта, то плата взимается по количеству собственников (то есть если, например, дом оформлен на трёх собственников - муж, жена и ребёнок - те вообще платят за трёх человек). Суть в том, чтобы бороться с квартирантами, которые не платят ОДН. Ведь тогда никто не думал, что через шесть лет мусор тоже станет коммунальной услугой - имелись-то в виду свет, вода, газ, и это было верное решение.Но когда вносили изменения в постановление № 354 в связи с добавлением ТКО, данный пункт не изменили в части ТКО - ведь на мусор счётчик не поставишь. Мы об этой глупости писали, потому и такое негативное у многих отношение к существующей власти. Непорядочная она - что, они не понимали последствий? Всё понимали. Как это у Маяковского: «Одному - бублик, другому дырка от бублика - это и есть демократическая республика». Формально всё законно, а по сути - издевательство над простыми людьми и здравым смыслом. В качестве аргументов говорят, человек, мол, приезжает в отчий дом и, бессовестный, даже овощи там высаживает. Допустим, но он в этот период не мусорит по месту прописки, где платит по нормативу!Напомню, что не платили мы за второе жильё в 2019 году по договорённости с прежним руководителем предприятия Сергеем Шевченко, а потом пришёл новый директор и написал письмо, что всё это незаконно и давайте платить.Полтора года ждал, что кто-то из чиновников или депутатов всё же обратит внимание, что это несправедливо и безнравственно - обманывать людей. Ждал напрасно, потому до конца года попробую подать иск в Верховный суд РФ об отмене данного пункта по причине того, что прибор учёта ресурсов на отходы поставить невозможно в принципе.Возникли и две неожиданные темы, которые нуждаются в дополнительной проработке. Глава района заступился за оператора, сообщив, что оплата его работы происходит не совсем справедливо: округлённо в районе, как выразился Абай Курмашович, 16000 дверей квартир и домов, и 24000 дверей садовых и дачных домиков, но деньги возчик получает только за жителей, составляющих меньше половины адресов. Ещё одну проблему поднял глава Любино-Малоросской администрации. Рядом на территории Омского района несанкционированный пляж на берегу старицы Иртыша - а баков нет, мусор оставляют где попало или бросают в баки на территории его поселений.Планируется провести такие же активы и в других районах и округах города.