Мигранты за рулем: какие изменения ждут рынок перевозок в России?
МВД предлагает допустить до работы водителями граждан Армении. На сегодня получать российские права для работы водителем приходилось только гражданам этой страны. Мигранты из других стран Евразийского экономического союза могли работать с национальными правами. Какие поправки в закон «О безопасности дорожного движения» могут увеличить количество водителей-мигрантов на российских дорогах, телеканалу «МИР 24» рассказал руководитель Центра компетенций международного евразийского форума такси Станислав Швагерус. - Новые правила позволят гражданам Армении работать со своими водительскими правами? Станислав Швагерус: В России с 2017 года действуют поправки в закон «О безопасности дорожного движения», которые предоставляют право работы по национальным водительским удостоверениям гражданам Казахстана, Кыргызстана, Беларуси и гражданам тех стран, в которых русский язык является официальным. Последнее логично, потому что работа в коммерческих автомобильных перевозках связана с общением с разными контрагентами на дорогах, с водителями, поэтому знание русского языка обязательно. Граждане Армении до последнего времени не имели права работать по водительским удостоверениям, выданным в Армении, потому что в стране русский язык не является официальным, это не попадает под действующее российское законодательство. Но год назад Высшим советом экономической комиссии было принято решение о том, что требование использования русского языка в качестве официального в странах ЕАЭС и в других иностранных государствах для работы по национальным водительским удостоверениям обосновано. Второй пункт решения гласит, что правительство России должно ускорить рассмотрение вопроса, чтобы граждане Армении могли осуществлять коммерческую деятельность на автотранспорте в России. Две недели назад МИД России разработал проект ФЗ «О внесении изменений в статью 25 закона «О безопасности дорожного движения»». Он проходит общественное обсуждение. Дальше он будет внесен в правительство, потом в Госдуму, где должен пройти три чтения, потом должен быть утвержден Советом Федерации и подписан президентом. При принятии этого проекта граждане Армении получат право работать в России по национальным водительским удостоверениям. При общественном обсуждении развернулась дискуссия. Год назад в ходе Второй евразийской недели в Бишкеке проводился круглый стол «Цифровое такси Евразийского союза», на котором был поднят вопрос о необходимости появления нового интеграционного проекта, связанного с водительскими удостоверениями стран-членов ЕАЭС. - Какое время может понадобиться для создания единой базы водителей ЕАЭС? Станислав Швагерус: Все зависит от рассмотрения Евразийской экономической комиссией подробного интеграционного проекта. Можно привести пример: у нас принято решение о введении в государствах ЕАЭС единой системы электронных ПТС. Она существует на основании межправительственных договоров и решения Евразийского экономического союза, она функционирует в России, должна была быть введена во всех странах ЕАЭС в ноябре прошлого года, но государства обратились с просьбой отсрочить ее введение на территории других стран. Итог – в России выдано более 1 млн 200 тыс. электронных ПТС за год, а в Беларуси всего восемь. В других государствах их вообще не выдавали. Вопрос трудный и сложный, но нужно понимать, что вопрос синхронизации баз данных ЕАЭС является насущным. Работа на коммерческом транспорте граждан других стран напрямую связана с безопасностью перевозок пассажиров и багажа. Мы никуда не уйдем от необходимости синхронизации баз данных. В течение года-двух подобную систему можно создать. - Есть данные, что в Москве 40% водителей такси – мигранты. Насколько сильно теперь эта цифра может вырасти? Станислав Швагерус: Эти данные были озвучены в феврале. При принятии решения о допуске водителей к перевозкам по национальным водительским удостоверениям, думаю, количество вырастет на 5-7%. - Есть информация, что на нелегальном рынке водительские права Кыргызстана можно купить за 20 тысяч рублей. Достаточно ли хорошо идет борьба с подобными преступлениями? Станислав Швагерус: Чтобы проверить легальность удостоверения, необходим запрос через МИД. Это сложная дорогостоящая процедура для массовой проверки, поэтому практически никак не ведется такая работа. Не могут компетентные органы, ответственные за безопасность дорожного движения в России, проверять оперативно, действительно ли это водительское удостоверение выдано компетентными органами другого государства. - Как отразится на безопасности дорожного движения появление новых сотрудников в сфере такси? Станислав Швагерус: В России очень тяжелое положение с аварийностью и безопасностью перевозок легковыми такси. Каждое четвертое ДТП в Москве в этом году совершено с участием автомобилей такси. Это напрямую зависит от организации этого рынка, от порядка на этом рынке. Существует аксиома в транспортной науке, что уровень безопасности дорожного движения прямо пропорционален уровню организации рынка таксомоторных услуг. - Мигранты часто попадают в аварии? Станислав Швагерус: Да, более трети ДТП в сфере такси совершается водителями-мигрантами. - Мнение народа может что-то изменить в этом документе во время общественных слушаний? Станислав Швагерус: В России существует такая процедура как общественное обсуждение, существует портал, на котором вывешиваются проекты нормативно-правовых актов во всех сферах для сбора предложений и замечаний. 29 сентября заканчивается общественное обсуждение. Любой человек может высказать свои предложения, соображения.