Войти в почту

В Китае замечен самый загадочный российский вертолет Mi-171Sh

Китайское государственное телевидение SCREENCAP показало репортаж о посещении Улан-Удэнского авиационного завода на Дальнем Востоке России. В сюжете говорилось о поставках российских вертолетов Народно-освободительной армии Китая (НОАК). На одном из кадров неожиданно засветилась винтокрылая машина с маркировкой Mi-171Sh (известная у нас как Ми-171 Ш), окрашенная в светло-серый цвет - в «любимую окраску» китайских Сил специальных операций. В НОАК вертолеты в такой «тактической» цветовой гамме используются для военных поисковых операций, заброски спецназовцев в тыл врага и для эвакуации боевых групп после диверсий в тылу врага. На китайском форуме The Chinese Military Aviation Blog тамошние «диванные эксперты» уже широко обсуждают слух о приобретении русских вертолетов с маркировкой Mi-171Sh. Эта новость для них оказалась неожиданной, хотя бы потому, что КНР выпускает свои винтокрылые машины Z-8G/L и Z-20. По имеющейся в Сети информации, НОАК заказала партию Mi-171Sh с полностью российской начинкой, включая максимальный пакет для самозащиты. О Mi-171Sh в последние дни много говорили и писали не только в Китае, но и в Америке. В частности, заокеанский журналист Джозеф Тревитик присутствовал при очень любопытном событии: ЦРУ разместило этот вертолет в своем закрытом хранилище, которое офицеры называют «самым лучшим музеем из тех, которых вы никогда не увидите». Речь шла о первой винтокрылой машине, на которой офицеры Jawbreaker - отдела специальной деятельности ЦРУ 26 сентября 2001 года прилетели в самый первый раз в Афганистан после теракта 11/9. Так началась операция «Несокрушимая свобода» против бородачей, которых американцы обвинили в атаке на башни-близнецы. По информации газеты USA Today, Mi-171Sh с номером 91101 вернулся в США пару лет назад и до сих пор находится на стоянке у кампуса штаб-квартиры ЦРУ в Северной Вирджинии. Директор музея ЦРУ Роберт Байер назвал этот конкретный российский вертолет символом американской решимости и реакции на события 11/9. На Mi-171Sh в качестве вертолета для группы Jawbreaker настояло именно ЦРУ, хотя этот выбор очень не понравился американским политикам. С точки зрения имиджа США, ставка на российские вертолеты выглядела совсем плохо. Как-никак, события 11/9 считались и считаются самой большой национальной трагедией Соединенных Штатов в новейшей истории. Тем не менее, против могущественной разведки никто из Белого дома и Конгресса не выступил. Фил Рейли, старший офицер ЦРУ, который служил заместителем руководителя группы Jawbreaker, заявил, что лично у него 26 сентября 2001 года были очень большие сомнения, что Mi-171Sh, сошедший с конвейера в 1991 году, сможет долететь до места назначения. «Честно говоря, это действовало мне на нервы», - вспоминал он, имея в виду и другие потенциальные проблемы. Жути добавила заправка винтокрылой машины горючим из бочки с надписью «Вредные отходы» на базе в Узбекистане. Керосин, по рассказу Рейли, свернулся, и его процедили через обычные носки, снятые с ног местного работника. Когда борт 91101 взлетел, пилот сообщил, что началась утечка в гидравлической системе рулевого винта. Об возможных военных проблемах никто уже не думал, офицеры Jawbreaker попрощались с жизнью. Но Mi-171 Sh оказался неубиваемой техникой в невероятно сложных условиях Афганистана. Именно на нем сотрудники ЦРУ определили точное месторасположение Бен Ладена и других высокопоставленных членов «Аль-Каиды»*. Однако вернемся к поставке китайцам партии Mi-171Sh, которого штатовское популярное издание The War Zone назвало самым загадочным вертолетом в смысле «выживаемости» в экстремальных условиях эксплуатации. Американцы, которые в оба глаза смотрят на военную программу КНР, предположили, что вертолеты с «тактической» окраской могут предназначаться для вертолетоносцев Типа 071 и Типа 075 в качестве машины поиска и спасения. Но эта точка зрения подвергается сомнению уже военно-морскими экспертами, которые на Mi-171Sh не увидели признаков адаптации для полетов на вертолетоносцах. Военный эксперт по китайской авиапромышленности Андреас Руппрехт уверен, что китайцы купили Mi-171 Sh для той же цели, что и американцы из группы Jawbreaker. Им нужна неубиваемая машина, способная работать в экстремальных условиях - тех самых, которые имеются на спорной и весьма напряженной китайско-индийской границе в Гималаях. Здесь, на участке длиной почти 3 тыс.км, Пекин и Нью-Дели достаточно жестко отстаивают свои территориальные интересы. «Это действительно сложная местность для вертолетов, и Mi-171Sh может предложить высотные возможности, которых в настоящее время не хватает китайским винтокрылым машинам НОАК», - вторит Руппрехту американский эксперт Томас Ньюдик на страницах The War Zone. Здесь есть любопытный момент, на котором остановилось издание. В 1985 году Вашингтон, по сути, уговорил Пекин поменять российские вертолеты на Sikorsky. Но после протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году янки ввели эмбарго на поставки оружия. Китайцам пришлось разобрать уже купленные американские винтокрылые машины из-за отсутствия запчастей. По сути, последующие заказы НОАК спасли вертолетную отрасль России и обеспечили армию Поднебесной самым эффективным военно-воздушным транспортным активом. Но эта история интересна тем, что экономисты гнезда Гайдара, включая Чубайса (кстати, по иронии судьбы возглавляющего важнейшее научное направление - нанотехнологии), в 90-х настаивали на том, что именно честная конкуренция с Западом станет двигателем роста российской промышленности. Если называть вещи своими именами, то тогдашние либералы отстаивали только западные интересы и, по сути, являлись предателями своей Родины. В данном случае «честные американские конкуренты честно победили бы российских вертолетостроителей», если бы в 1989 году не были самоуверенными. Но спустя почти 30 лет уже Пентагон признал, что новые американские вертолеты Sikorsky UH-60 Black Hawk не могут сравниться со старыми российскими вертолетами. «UH-60A+ Black Hawks, которые Соединенные Штаты поставляют афганским ВВС, менее эффективные и труднее обслуживаемые, чем вертолеты российского производства Mi-171Sh, - говорится в докладе генерального инспектора Пентагона, - «Черные ястребы» (помимо низкой грузоподъемности) не могут летать на больших высотах и, как таковые, не могут действовать в отдаленных районах Афганистана, где действуют Mi-171Sh». Да и стоят они намного дороже. Передача и, возможная, консервация борта с номером 91101 в хранилище ЦРУ означает, что и американцы считают Mi-171Sh своим очень важным транспортным активом. Тем более, что отдел специальной деятельности ЦРУ по-прежнему загружен работой в труднодоступных районах Земли. * "Аль-Каида" решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

В Китае замечен самый загадочный российский вертолет Mi-171Sh
© Свободная пресса