об открывшемся литературном даре у Алексея Навального
«Злые языки, завистники таланта Алексея, сразу гнусно заголосили: дескать, Навальному помогают писать «негры» — или «призраки», как их принято называть в Великобритании. Впервые прозвучало имя никому не известного литературного агента Марии Певчих — её якобы видели в номере с писателем в ночь перед преображением. Писали роман вместе или просто были вместе? Подобные вопросы появились в жёлтой прессе». Неожиданно стремительно в мировую литературу ворвался русский автор. По силе выстраивания причудливых сюжетных линий и блистательному владению языком он может в ближайшее время пошатнуть позиции мэтров отечественного детектива Дарьи Донцовой и Бориса Акунина, а то и самой Светланы Алексиевич. Речь идёт, разумеется, о начинающем писателе-фантасте Алексее Навальном. Его первые опыты в прозе активно обсуждают в социальных сетях и на национальных телеканалах. Трогательные, выбивающие слезу рассказы переведены на десятки языков и удостоились миллионов лайков от благодарных читателей. По слухам, американские кинопродюсеры дежурят возле забора немецкой клиники «Шарите», надеясь первыми заполучить права на экранизацию хотя бы одного поста Навального в Instagram. Писательский дар малоизвестный у себя на родине блогер обрёл в Германии после трёх недель, проведённых в коме. Немецкие врачи, подлинные боги, сделали невозможное — не просто поставили Навального на ноги, а разбудили в нём доселе скрытые таланты, которые — запомните эти слова! — превзойдут всё, чем ранее занимался Алексей. Месяц назад Навальный поднимался по трапу обычного российского самолёта и вряд ли мог представить, что через месяц, потеряв сознание где-то высоко в небе (яркая метафора встречи с Создателем), очнётся в чужой стране мировой знаменитостью и совершенно другими человеком, проснётся Писателем. Покамест невозможно сказать, насколько лирический герой Навальный соответствует реальному писателю Навальному. Заморские издатели дозированно проталкивают на мировой литературный рынок русского новичка. Однако разворачивающийся на наших глазах детектив, шпионский триллер из серии бондианы — пожалуй, лучшее произведение в своём жанре за последнее десятилетие. Ян Флеминг завистливо вертится в гробу. Навальный поистине современный писатель, не скованный правилами классической русской школы. Пишет, разучившись писать. Вспоминает, ничего не помня. Рассказы публикует в социальной сети, предназначенной для обмена фотографиями. Постмодерн в чистом виде. Первый рассказ-крохотка «Привет, это Навальный» появился ровно неделю назад. Алексей, переживший роковое отравление, устами лирического героя признаётся в самом начале: «Я всё ещё почти ничего не умею», а далее рассказывает, как заново научился дышать: «Очень понравилось. Удивительный, недооценённый многими процесс. Рекомендую», — пишет он, и его слова надолго остаются в душе читателя, как великий рассказ Хемингуэя, который знает любой школьник: «For sale: baby shoes, never worn». Тогда лишь немногие критики смогли разглядеть появившуюся на литературном небосклоне звёздочку. По-настоящему Навальный раскрылся через четыре дня, опубликовав в Instagram рассказ «Моё восстановление». Во втором тексте нет мелких ошибок, допущенных в дебюте, перо Алексея стало твёрже, как его шаги по ступенькам пожарной лестницы «Шарите». «Каждое утро ко мне приходил доктор и говорил: «Алексей, я принёс доску, давайте придумаем, какое на ней написать слово». Это приводило меня в отчаяние, потому что хоть я уже и понимал в целом, что хочет доктор, но не понимал, где брать слова. В каком месте головы они возникают?» — судьба продолжает испытывать героя Навального, преподнося новые и новые испытания. Вчера он научился дышать, через два дня кое-как начал узнавать родных и подбирать слова, которые, правда, нашлись за считаные секунды и собрались в рассказ — вот что значит самородок. Злые языки, завистники таланта Алексея, сразу гнусно заголосили: дескать, Навальному помогают писать «негры» — или «призраки», как их принято называть в Великобритании. Впервые прозвучало имя никому не известного литературного агента Марии Певчих — её якобы видели в номере с писателем в ночь перед преображением. Писали роман вместе или просто были вместе? Подобные вопросы появились в жёлтой прессе. Навальный, словно в ответ недругам, выпустил новую главу романа, посвятив её жене Юлии: «Меня уже вывели из комы, но я никого не узнаю, не понимаю, что происходит. Не говорю и не знаю, что такое говорить. И всё моё времяпрепровождение заключается в том, что я жду, когда придёт Она». На текст немедленно откликнулась критик Божена Рынска: «Это литература, это дыхание любви, это до слёз». Исчерпывающе точно. На другой платформе, экспериментируя, Алексей одновременно опубликовал другой рассказ, полный юмора и самоиронии, называется «Требую вернуть одежду». Шутка ли, Навального доставили из России в Германию абсолютно голого, в одних кроссовках, в которых он вынужден позировать на всех фотографиях, сделанных и в России, и за её пределами. В наполненной остроумием истории Навальный оставил важный и малозаметный для широкого читателя философский посыл: в Берлине он родился заново. Полагаю, символизм кроссовок мы обязательно разгадаем в следующих главах. Критики по достоинству оценили литературный шедевр Алексея Навального. Мало того, на прошлой неделе выходец из России, учитель техникума в американском Нью-Джерси Сергей Ерофеев огорошил новостью: Алексея Навального выдвинули на Нобелевскую премию мира. Здесь, вероятно, закралась существенная ошибка. Вне всяких сомнений, Алексей заслуживает Нобелевскую премию, только по литературе, но есть загвоздка: шведские академики не сильно жалуют фантастику и ванильные сопли. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.