Деревни Удмуртии: тайна названий
У каждой деревни есть своя история, легенда о происхождении. Сказания о населенных пунктах порой сказочные и фантастические, а иногда близки к научным объяснениям. Также у большинства деревень Удмуртии сразу два названия, а то и больше – русское и удмуртское. Корреспондент ИА «Удмуртия» подготовил подборку легенд и научных объяснений о деревнях республики. Шайтангурт В Алнашском районе расположена деревня с мистическим названием Шайтангурт или Шайтаново («деревня чертей»). Существует несколько легенд о ее происхождении. Говорят, что во время крестьянской войны (1773-1775 г.) Емельян Пугачев ходил по местам, где находится современная деревня. Местные жители не поприветствовали его «с хлебом и солью», что не понравилось Пугачеву, поэтому он назвал жителей тех мест «шайтанами». Так, деревня получила такое название. А вторая легенда гласит, что в этих местах жили два племени, одно из них носило название Шайтан. Они не ладили между собой, порой доходило до сражений. После длительных междоусобиц одно племя ушло дальше, а племя Шайтан сдвинулось к горе, где в настоящее время расположена деревня Шайтангурт. Фото: Алена Макарова © Михаил Атаманов в историко-этимологическом словаре топонимов Волго-Уральского региона «Язык земли удмуртской» объясняет, что деревню основали выходцы из Старой Шудьи, принадлежащие к воршудно-родовой группе Шудья (Чудья). Слово «шайтан» («злой дух», «дьявол») пришло в удмуртский язык из арабской мифологии через татарское посредство [Атаманов 2015, с. 885]. Исследователи не могут назвать причину, почему деревня носит такое мистическое название. В Шайтаново до сих пор чтят обычаи и традиции предков – здесь сохранились языческие обряды. Карамас-Пельга В народе существует красивая легенда основания деревни Карамас-Пельга Киясовского района. Юноша Карамас, который жил недалеко от Агрыза, батрачил в богатой удмуртской семье. Однажды он влюбился в дочь хозяина – Пельгу. Родители девушки были против любви молодых, так как те из разных сословий. Но любовь Карамаса и Пельги была готова пойти против всех уставов того времени – они решили сбежать. Они бежали через лес и нашли родник, который назвали Сарали. Но жить у ключа они не смогли, так как там водились змеи. Поэтому пара построила дом на горе. Так, смешалась татарская и удмуртская кровь, и образовался род Карамас-Пельга. В деревне есть деревянная скульптура, посвященная возлюбленным. Также в населенном пункте есть родник Сарали, его считают целебным. Фото: Мария Шихова © У деревни есть и второе название – Уддяди Ученые говорят, что Карамас – дохристианское личное имя основателя деревни, а Пельга – это воршудно-родовое имя. Этот род пришел из деревни Итешево Малопургинского района [Атаманов 2015, с. 361]. Гурезь-Пудга Местные жители деревни Гурезь-Пудга (Партчи) Вавожского района говорят, что гору, на которой расположена современная деревня, рыхлили (удм. «партчаны») кабаны. От этого и удмуртское название деревни Партчи. А официальное название Гурезь-Пудга объясняется тем, что в эти места давным-давно пришел род Пудга и основал здесь поселение. Ученые считают, что название Партчи произошло от слова «парч» - гора, возвышенность. В удмуртском языке это слово не используется, но в родственном коми языке оно сохранилось. А название Гурезь-Пудга произошло от слова «гурезь» («гора», «возвышенность») и «Пудга» (название воршудно-родовой группы) [Атаманов 2015, с. 614-615]. Большое Волково Деревня Большое Волково Вавожского района появилась на месте дремучего леса. Говорят, что одну семью выгнали из деревни, которая находилась недалеко от леса. Семья пробиралась все дальше и дальше в чащу и нашла полянку, где и остановилась. Со временем от одного дома образовалась целая деревня. Также местные жители говорят, что в этом лесу водились волки, которые часто наносили ущерб хозяйству. Фото: Павел Зорин © Удмуртское название деревни – Итчи-Докъя Ученые говорят, что название образовалось от названия реки Итчи (Итцы) и Дӧкъя – воршудно-родовое имя [Атаманов 2015, с. 334]. Также деревню называют «Бадӟым Кион». По словам ученых, основателем деревни мог быть мужчина по имени Кион (раньше удмурты давали детям имена по названиям животных, чтобы защитить от злых духов). Сьӧдпи На карте Игринского района можно найти деревню Сетпиево. Удмурты же называют ее Сьӧдпи («черный мальчик»). Местные жители говорят, что первым поселенцем здесь был темнокожий мужчина. Так и назвали деревню в честь первого жителя. Ученые считают, что название деревни произошло от слова «Сьӧд» - дохристианское личное имя и «пи» («мальчик/сын»). Такое название («Черный (грязный) мальчик») отталкивает духа болезни. Вероятно, такое имя было у основателя деревни. В Глазовском районе есть деревня с таким же названием [Атаманов 2015, с. 742]. Чирогурт Существует легенда, что деревню Чирогурт в Балезинском районе основал мужчина по имени Чири. У него было два брата: Пири и Ото. Они подросли, и отец сказал, что пора искать собственный дом и обзавестись семьей. Так, братья вышли в путь. Они шли лесами и полями и нашли такие места, где можно построить дом. Так, в районе появились деревни Чирогурт и Пиригурт, а в Глазовском районе – Отогурт. А русское название Котегово объясняют тем, что деревню основал мужчина с фамилией Котегов. Фото: Анастасия Поторочина © Ученые говорят, что свое название деревня получила от слова «чиро» (в диалектах есть зооним «чиро-чир» (жаворонок)). Также считают, что название произошло от дохристианского личного имени Чиру, Чири. Русское название тоже связано с именем Котег. Скорее всего, основателями деревни были мужчины с такими именами, они принадлежали к воршудно-родовой группе Дурга [Атаманов 2015, с. 854]. Сюромошур Говорят, что деревня Сюромошур появилась в Селтинском районе в 16-17 веках. Существует предание, что населенный пункт образовали представители воршудного рода Мӧнья. Легенда гласит, что в далеком прошлом человек из этого рода поднялся по реке Арлеть, а потом по притоку реки, русло которой напоминало рога (удм. «сюр»). Предок поселился у родника и назвал поселение Сюромошур («сюр» - рога, «шур» - река). Еще у деревни есть название Мыння-Коӵыш или просто Коӵыш («кошка»). Предполагают, что в поселении раньше было много «ведӥн» (ведьм), которые превращались в кошек. Ученые же не могут объяснить происхождение названия. Скорее всего, от слова «сюро» («имеющий гряду, хребет»). Шахтапи По одной из легенд, давным-давно мужчина с фамилией Шиляев из деревни Чибирь-Зюнья отправился в путь искать счастье. Никто не знает, долгим или коротким был его путь, но однажды ночью он сошел с дороги и остановился на лугу. Понравилось ему место, так как там протекала река. Утром мужчина продолжил путешествие, но на следующий год вернулся и остановился у понравившейся реки. Но и здесь он не нашел счастье, поэтому назвал это место «шакта» (удмурты называли так что-то плохое). Так и появилась на карте республики деревня Шахтапи. Ее русское название — Большой Чибирь. Ученые говорят, что Шакта –это личное имя, «пи» - сын, мальчик, «гурт» - деревня, то есть «деревня, основанная сыном Шакты» [Атаманов 2015, с. 886]. Удмуртия богата интересными, загадочными и красивыми легендами. Они и в наше время живут среди местных жителей. Слушая рассказы родителей или бабушек и дедушек, невольно попадаешь в сказочный мир удмуртского народа.