Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Как русский экипаж впервые выполнил "петлю Нестерова" на гидросамолете

Поляк по национальности, Ян Иосифович Нагурский стал одним из выдающихся летчиков Российской империи. Гатчинскую офицерскую военную школу он окончил в 1913 году. Уже на следующий год зашла речь о том, чтобы организовать воздушные поиски пропавших в Арктике экспедиций. Такого опыта не имел никто. Поручику Нагурскому, служившему в Главном гидрографическом управлении, было поручено исследовать такую возможность. После переписки с Амундсеном он решил остановиться на французском Farman MF.11. Когда он прибыл за самолетом в Париж, никто из местных авиатехников участвовать в экспедиции не согласился. Самолет в разобранном виде довезли морем к Новой Земле, где летчик вместе с авиатехником Евгением Кузнецовым собрали его. Первый в мире арктический полет состоялся 21 августа 1914 года и длился 4 с лишним часа. В общей сложности Нагурский совершил пять разведывательных вылетов у Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. Следов пропавших экспедиций с воздуха найти не удалось, зато летчик собрал массу наблюдений технического свойства и разработал рекомендации для полетов в Арктике. Отчет был издан в виде книги и презентован царю. В 1916 году Нагурский совершил еще один вылет, навсегда занесший его в историю авиации. Он выполнил мертвую петлю на гидросамолете. "Летающая лодка" М-9 авторства Дмитрия Григоровича задумывалась как морской разведчик. Но разработка получилась многоцелевой, успешно выполняющей роль бомбардировщика или патрульного самолета. М-9 представлял собой биплан с двигателем 150 л.с., фюзеляж, крыло с оперением и межкрыльные стойки у него были выполнены из дерева, обшиты фанерой и полотном, крылья и хвостовое оперение были только полотняными. Гидросамолет развивал максимальную скорость полета 110 км/ч, посадочную - 85 км/ч и мог подняться на 3 километра. Несмотря на свои, казалось бы, скромные летные характеристики, М-9 стал главной "рабочей лошадкой" морской авиации. Гидросамолет прекрасно держался на воде, мог садиться на снег и взлетать с него. И в пользу конструкции Григоровича говорит тот факт, что М-9 стал тем самым гидросамолетом, на котором Нагурский выполнил "мертвую петлю". В сентябре 1916 года летчик вместе с механиком-пулеметчиком Николаем Годовиковым решили проверить, как долго гидросамолет может набирать высоту в вертикальном положении. Так получилась "мертвая петля": причем Годовикова во время маневра чуть не выбросило, он удержался руками. За первой последовала вторая. На следующий год родился слух о гибели Нагурского, поскольку его самолет был подбит во время боев над Балтикой. Однако летчика вместе с механиком спасли после проведенных в морской воде двух часов. Он недолго прослужил в рядах красной авиации после Октябрьской революции, уехав на лечение в Польшу и так и не вернувшись обратно. Дальнейшая его жизнь была достаточно скромной и неприметной, свои воспоминания о полетах над Арктикой он издал в виде книги в 1958 году.