Археологические памятники обнаружили на месте стройки завода в Приморье
На строительной площадке находкинского завода минеральных удобрений идут археологические раскопки, обнаружены следы древних людей, живших здесь 3 тысячи лет до нашей эры, сообщает DEITA.RU. Как рассказала заведующая сектором средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока РАН Надежда Артемьева, археологические памятники были обнаружены сотрудниками института на месте будущей стройки в начале весны, стационарный лагерь под Находкой разбит с 1 августа. «Согласно 73 ФЗ, прежде чем какие-то земли попадают в строительство, проводится полная археологическая разведка. Здесь мы начали разведку в мае, и были выявлены 15 археологических памятников. Три из них попали в нашу зону, как охранные раскопки. «Козьмино-5» мы уже раскопали, «Козьмино-4» в этом году не закончим - очень большая площадь. Мы нашли очень интересные материалы благодаря тому, что здесь началось строительство завода», - отметила она. Найденные артефакты относятся к Железному веку - следы оставлены населением Зайсановской культуры в 3-2 тысячелетии до нашей эры. «Чем занимались люди в то время – в основном это охота и рыболовство. Место расположения поселений – побережье уже предполагает широкое использование того, что дает море. При этом есть огромное количество подтверждений, что в это время люди занимались земледелием. Это и остатки мотыг, причем разной конфигурации, и остатки куранта - приспособления для растирания зерна», - рассказали археологи. Также они ответили на вопрос, почему о древних поселениях под Находкой раньше никто не знал. «Перед выходом на археологическую разведку мы проводим историографический обзор. Мы все пересмотрели и кроме памятника «Врангель-1» больше здесь ничего не значилось. Есть хорошая поговорка: «Археологии нет там, где ее не ищут». Раньше здесь была воинская часть, и археологов сюда никто не пускал. Вот так большими стройками мы пополняем список памятников археологии Приморского края. Вообще археологи почувствовали, что они очень нужны в Приморье с 2012 года, когда начались стройки Саммита АТЭС. У края богатая история», - прокомментировала надежда Артемьева. Археологи работают быстро и внимательно, понимая, что эта территория уйдет под строительство будущего завода. «Тотальная археологическая разведка, обсматривали каждый квадратный метр, делали шурфы. Снимаем большими площадями поселения, много находок, которых до этого не было. Подготовим отчет и для НЗМУ, и для Москвы», - добавили эксперты. У Приморья богатая история и природа, недаром древние люди выбирали для жизни эти красивые места. Важно сохранить это наследие для будущих поколений. Новый инвестор это понимает. Как отметил исполнительный директор АО «НЗМУ» Виктор Гребенюков, первый этап изыскательских работ в обязательном порядке включает археологические и экологические исследования, работы по определению характеристик грунта и гидрологических особенностей местности. «У Приморья богатая история, её необходимо изучить, артефакты должны быть извлечены из земли и переданы в музеи. Результатом изысканий стали два древних поселения эпохи неолита, обнаруженные на территории будущего строительства. НЗМУ заключило контракт с ДВО РАН, археологи получили возможность приоткрыть историю этих мест. Музеи Приморья, когда раскопки будут закончены, пополнятся новыми экспонатами», - отметил он. Сейчас подрядчики приступили к планировочным мероприятиям, после чего повторно будут проведены инженерные изыскания. Они должны подтвердить безопасность и надёжность стройки. Только после получения повторных характеристик грунта можно принимать окончательное решение, каким будет фундамент будущего завода, добавил Виктор Гребенюков. Перед проектировщиками стояла задача максимально сохранить рельеф местности и растительность. Влияние на климатические условия близлежащих районов стройка не окажет, заверили инвесторы. Останутся нетронутыми и 544 гектара зеленых насаждений, которые послужат первым «щитом» санитарной зоны. До конца 2020 года компания намерена завершить проектирование объектов инфраструктуры завода и выйти на Государственную экологическую экспертизу проектной документации и затем на Главгосэкспертизу. За ходом всех этапов будет следить Экологический общественный совет.