Почему онлайн-общение не заменит выставок
Выставочная деятельность — один из драйверов развития экономики. Ежегодно в нашей стране проводится около миллиона различных выставок. Из-за пандемии выставочному бизнесу пришлось на время полностью свернуть свою деятельность. Сегодня она постепенно восстанавливается. Прошла Московская международная книжная ярмарка, в сентябре нас ждут продуктовая выставка World Food, родительская — «Мир Детства», флористическая — «Цветы», инвестиционная — Buy Brand Expo. В октябре — Международная PIR Expo. Соосновательница этой крупнейшей в индустрии гостеприимства выставки Елена Меркулова рассказала «Инвест-Форсайту» о том, что происходит сейчас в отрасли и почему, несмотря на глобальный тренд — цифровизацию, — выставки были и остаются универсальным маркетинговым механизмом, заменить который нечем. — Из-за пандемии в течение нескольких месяцев выставочный бизнес находился в состоянии анабиоза. Сколько денег потеряно за это время и что происходит сейчас? — Да, наша отрасль сильно пострадала из-за отмены и переноса мероприятий. Выставки просели на 50% при прогнозе 30%. Согласно исследованию научно-исследовательского центра (ВНИЦ) R&C, общее сокращение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней может составить около 5,6 млрд рублей. Безусловно, объяснить это можно не только введенными ограничениями, но и дезинформацией. К сожалению, сейчас очень много вбросов на тему второй волны пандемии коронавируса, это вызывает у экспонентов и участников определенные опасения. Мы проделали большую работу, чтобы объяснить, что конгрессно-выставочную деятельность не следует приравнивать к массовым мероприятиям: это бизнес. Отраслям необходимо начинать работать и восполнять потери от простоя. Как результат наших трудов выставкам дан «зеленый свет»: с 1 августа они начали свою работу в Московской области и во многих регионах РФ, с 4 сентября — в Москве. — Представители индустрии HoReCA жалуются на большие потери, а выставки — это новые расходы… Так ли необходимы выставки для развития бизнеса? — Выставки помогают запускать экономические процессы в стране, так как для их организации всегда требуется использование ресурсов сразу из нескольких отраслей, а это тысячи рабочих мест и заказов. Кризис заставляет находить нестандартные пути решения для своего бизнеса: новые предложения и технологии от компаний и, конечно, заключение новых контрактов, что очень актуально во время передела рынка. Такие профессиональные мероприятия, как наше, дают возможность найти все это в одном месте. В этом плане выставки похожи на рестораны, потому что ни одна доставка на дом не сравнится с едой, только приготовленной шеф-поваром, и атмосферой живого общения, которую гость может получить лишь в заведении. Так же и у нас — участники хотят общаться, смотреть оборудование, участвовать в мастер-классах, делиться опытом. — Выставка всегда отличалась насыщенной деловой программой, карантин наверняка внес свои коррективы и в нее? — Мы всегда находимся в тесном контакте с профессиональным сообществом и во время карантина продолжали интересоваться, даже еще активнее, что сейчас тревожит людей сильнее всего. Так, для рестораторов самыми актуальными вопросами стали: как оптимизировать работу, как диверсифицировать бизнес, как наладить качественную доставку и как не потерять гостя? Все это мы учли в деловой программе. Мы не делали ставку на что-то инновационное, а целиком сконцентрировались на текущей ситуации: что нужно отельерам, рестораторам, бариста, барменам? Всем этим вопросам и будет посвящена выставка ПИР. Кроме того, важным событием станет инвестиционный форум HoReCa Investment Day для отельеров. За время пандемии стала особенно актуальной тема развития внутреннего туризма. Важно, чтобы даже при открытых границах нам было интересно путешествовать по своей стране. Про это тоже поговорим. Будут представлены все тренды и перспективные направления для инвесторов гостиничной отрасли, и все это в виде живых рабочих кейсов. — Некоторые выставки, например «Иннопром», очень активно осваивают онлайн-формат. Насколько перспективна такая форма работы в выставочном бизнесе? — Мы специально не запускали онлайн-проекты во время карантина, так как поняли, что многие наши партнеры живут в режиме турбулентности; у них нет ни сил, ни времени осваивать что-то новое. Тем более за три месяца изоляции все устали от онлайн-общения, Zoom-конференций, решения деловых вопросов по Skype. Конечно, технологии и диджитализация нужны, но как вспомогательные инструменты, поскольку выставки — бизнес, основанный на живом общении. Да, мы можем провести дистанционный формат семинаров для какого-нибудь дальнего региона, но участники хотят общаться, тестировать оборудование, дегустировать. По опыту коллег мы видим, что онлайн могут проходить конференции, но онлайн-выставки с большим количеством компаний-производителей напоминают электронный каталог. Это скучно и не дает возможности участкам мероприятий получать позитивный опыт. — Сильно ли затрудняют работу выставок новые санитарные требования? Как организовать работу в период пандемии? — Роспотребнадзор дал вполне понятные и выполнимые рекомендации по работе выставок. Они касаются ношения масок, соблюдения социальной дистанции, контроля температуры. По своей работе выставки ничем не отличаются от торговых центров, которые уже давно открыты. Нет никаких проблем в обеспечении безопасности для стендистов, делегатов и гостей. — Можно ли сравнить выставочный бизнес в России и других странах? Нам есть чему поучиться у зарубежных коллег? — Не могу сказать, что за рубежом есть какой-то идеальный выставочный проект, на который всем надо ориентироваться. Проработав столько лет в индустрии, понимая, как все устроено изнутри, можно сказать, что у всех есть свои сильные стороны и свои проблемы. Мы, чтобы узнавать, что нового происходит на рынке, ездим на крупные международные мероприятия: кофейный чемпионат мира SCA, выставка Национальной ассоциации ресторанов США NRA Show, выставка оборудования HOST в Италии и т.д. Смотрим: что делают коллеги, какие тренды и нововведения появляются, чтобы показать это у нас. Разница между выставочными проектами в России и за рубежом для посетителя пока, конечно, есть. На иностранных выставках представлено гораздо больше прорывных новинок. Но я уверена: у нас с каждым годом будет все больше своих производителей, а значит, и новинок, интересных проектов, новых технологий тоже прибавится. — В чем сейчас главная проблема выставочного бизнеса? — Самая серьезная проблема — информационная истерия. Главное — прекратить делать хайп на новостях про вторую волну. Сегодня выставкам необходима поддержка посетителей, участников, компаний. Для нас важно, что гости продолжают регистрироваться, компании готовятся презентовать свои новинки, эксперты придумывают темы, которые сейчас актуальнее всего для индустрии, и с позитивным настроем ждут открытия. Это и есть самая настоящая поддержка для нас. Беседовала Наталья Сысоева Фото предоставлено коммуникационным агентством Vizluv