Любимый стиль китайских императоров. Выставка живописи гунби в Музее Востока
Любимый стиль китайских императоров. Выставка живописи гунби в Музее Востока Любимый стиль китайских императоров. Музей Востока представил выставку «Летний день в горном павильоне». Техника гунби появилась еще в эпоху династии Хань, а это третий век до нашей эры. Сегодня в традиционном для Поднебесной стиле работают и китайские, и зарубежные мастера. На выставке в Музее Востока – картины современных художников России и КНР. Татьяна Метакса, советник генерального директора Музея Востока: «Это даже не копии, это именно реплики, повторения каких-то чудесных старых работ разных китайских художников разных времен. Более 100 работ. Эта выставка – открытие Фестиваля гунби, уже четвертого в Москве». Организаторы фестиваля - Московский клуб любителей китайской живописи гунби. Музей Востока уже 102 года собирает и изучает искусство Китая. И выставка в этих залах - новый этап для клуба, признается Надежда Андрианова. Надежда Андрианова, куратор выставки «Летний день в горном павильоне» в Музее Востока: «Наш клуб организовался четыре года назад, и Фестиваля приурочены к каждому году существования нашего клуба. Мы старались организовать это мероприятие и этот клуб для всех любителей живописи: мы объединили всех учеников, всех художников Москвы. В том числе собираем поездки в Китай, на обучение к нашим прекрасным преподавателям». Обучение у китайского мастера проходила Анна Павленко. Писать в стиле старинной Императорской академии художеств оказалось совсем не просто: живопись гунби – это тщательная, кропотливая, многослойная работа. Анна Павленко, художница, руководитель творческой мастерской «Путь кисти»: «Этих слоев может быть у новичков – пять, у более опытных – десять, пятьдесят слоев, сто слоев. При том, что краски похожи на акварель, в их связующем содержится клей, поэтому, когда красочный слой высыхает – он фиксируется, и сверху мы можем рисовать дальше. С акварелью такой номер не проходит: поднимаются нижние слои. Гунби – из двух иероглифов состоит это слово: «гун» - «работа» и «би» - «кисть». Берешь кист и работаешь, работаешь, работаешь… По энергетике я могла бы это сравнить, например, с вышиванием». На выставке представлена и копия фрагмента настенной росписи китайского храма. Она выполнена не на бумаге, а на шелке. Анна Павленко, художница, руководитель творческой мастерской «Путь кисти»: «Шелк расписывается не только с лица, но и с изнанки. Очень важно для качественной картины, чтобы красочный слой был очень тонким. Здесь используется такой прием, что большее количество слоев наложено с изнанки». Художник Ту Чжунь традиционную китайскую живопись изучает с восьми лет. В КНР Чжунь окончил художественный университет, сегодня учится в аспирантуре в Петербурге и делится секретами китайского искусства с российскими мастерами. Ту Чжунь, художник (Китай): «Самое сложное в живописи гунби – это линии и контур. В гунби существует 18 различных линий, и именно правильный их выбор является залогом хорошей работы. Линии эти различаются: например, для рисования людей мы выбираем один тип, для зарисовки птиц – другой, есть даже определенный тип линий для рисования горных рек. Что касается именно российских учеников… Конечно, сильно заметна их европейская школа. Когда я учу россиян искусству гунби, приходится их полностью переориентировать. Сегодня в гунби мы используем и акварельную технику, и технику рисования масляными красками, но изначально в традиционной китайской живописи ни одна из этих техник не использовалась». Старинные стили переживают модернизацию, но главное остается неизменным. По словам организаторов, большинство работ на выставке в Музее Востока – картины не профессиональных художников, а тех, кто рисует «жаром сердца». Все эти работы можно приобрести, но создавались они не на заказ и не на продажу, а для себя. Поэтому возможное несовершенство линий здесь уходит на второй план, оставляя место чувствам и настроению. Ольга Бубнова, Михаил Синенко. ТВ БРИКС.