Как помочь школьнику выбрать перспективную в будущем профессию: колонка педагога
Особенно полезной эта информация окажется для родителей учеников 7-го, 8-го и 10-го классов. Вопрос «Как обучиться профессиям будущего?» волнует многих родителей, которые хотят дать своим детям максимум возможностей для их успешной самореализации. Об отправной точке, которая позволит начать спокойно собирать интересующую информацию и формировать план дальнейших действий, «Летидору» рассказал Иван Евгеньевич Савченко, педагог информатики и технологии Wunderpark International School. Автоматизация Наш мир меняется стремительно, но вместе с тем — незаметно. Процесс похож на езду в автомобиле с мягко нажатой педалью газа: скорость растет неуклонно, но постепенно. Если мы будем внимательно следить за дорогой и ориентирами вокруг, то у нас есть все шансы вовремя сориентироваться и предпринять нужные действия, чтобы «вписаться в поворот» или отреагировать на знак «стоп». Конечно, предугадать развитие цивилизации — задача более сложная, чем аккуратно вести автомобиль. И все же кое-что можно спрогнозировать, анализируя определенные закономерности. Например, темпы автоматизации производства в стране позволят сделать вывод о том, как изменится количество рабочих мест. Последнее формирует конкуренцию на рынке труда, то есть определяет «проходной балл» компетенций сотрудника для успешного построения карьеры. Именно поэтому вашему школьнику нужно задумываться о профессии уже сейчас, чтобы иметь шанс получить хорошую работу. Технологический прогресс и эффект домино Если автоматизировать все действия, составляющие должностные инструкции специалиста определенной профессии, то потребность в работнике… исчезает! Если ваш ребенок учится в средних или старших классах, попробуйте объяснить ему этот принцип эффекта домино. Если цена внедрения и поддержки технического решения, которое отработает, например, пять лет, оказывается существенно дешевле, чем оплата труда за этот же период, то высока вероятность автоматизации процесса. Но вероятность — это еще не результат. У такого шага есть и социальные последствия, и некоторые предприятия не хотят на это идти принципиально. Проблема в том, что если их конкурент решится на внедрение, то этот шаг позволяет ему получить конкурентное преимущество в цене (и, возможно, качестве). И остальным участникам рынка придется отреагировать, чтобы не отстать и сохранить своих клиентов. Получается эффект домино. Размышления подобного рода более подробно описаны в книге Клауса Швабба «Индустрия 4.0». Более наглядно и понятно картину можно изучить в «Атласе новых профессий» — альманахе перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет (бесплатный доступ на сайте atlas100.ru). Все вышеперечисленное приводит к интересным результатам. Обобщение прогнозов отраслевых экспертов, во-первых, показывает проблемные моменты, с которыми можно столкнуться, если «все пойдет, как сейчас». А во-вторых, оно рисует позитивную картину, к которой желательно было бы прийти. Именно это и является отправной точкой в поиске пути освоения «профессии будущего» для вашего ребенка. Основная проблема при выборе профессии сегодня Сложно, даже почти невозможно сказать: «Освой именно этот навык и будешь обеспечен работой на ближайшие 30 лет». Хотя часто вокруг мы слышим именно такие предложения касательно платных курсов. В этой ситуации хорошим решением видится абстрагироваться от проблемы. Сделать шажок назад и посмотреть на более крупный план, а уже затем анализировать ситуацию. Это позволит, в первую очередь, выделить группы требований к специалистам. Например, если ребенок хочет быть микробиологом, то ему понадобится хорошо знать биологию и, возможно, химию. Разработчику беспилотников будет полезна физика и информатика. А математика необходима в обоих случаях. Знание иностранных языков тоже приветствуется. Получается, школьные знания в целом полезны. Это хорошая новость! Дальше обычно идет вуз или колледж, и происходит знакомство со специальностью, после которого счастливый выпускник устремляется менять мир к лучшему. Хорошая траектория! Внимание, вопрос: «Где на этом пути происходит выбор профессии? И когда вообще появляется информация, необходимая и достаточная для того, чтобы сделать этот выбор?». Знакомство со специальностью — в вузе и колледже… Но ведь это уже после выбора специальности, так? Сохраним эту мысль. Добавим к ней факт неопределенности будущего и получим, что, выбирая вслепую, можно попасть не только в нелюбимую, но еще и в умирающую профессию. Как освоить профессию будущего Что же следует делать, чтобы не оказаться в этой ситуации? Все просто — начинать знакомиться с навыками, необходимыми для той или иной профессии, стоит еще в школе. Самое выгодное и продуктивное время для этого — 7, 8 и 10 классы, когда юноши и девушки еще не обременены тяготами подготовки к вступительным экзаменам. Ребенок хочет пойти в робототехнику? Пусть попробует собрать робота! Пусть поучаствует в соревнованиях, доложит об успехе или неуспехе на школьной конференции, получит экспертную обратную связь, а также опыт и понимание того, насколько сложные проекты выполняют его ровесники. Помогите ребенку выжать максимум из образовательного процесса: ходить на олимпиады по технологии и другим предметам, участвовать в профессиональных пробах. Достигнув какого-то результата в этом полуигровом формате, ребенок будет понимать, хочет ли он дальше этим заниматься. И тогда, даже если в будущем не найдется нужной профессии, ваш взрослый ребенок сможет создать ее сам, как это не раз уже бывало. Конечно, пробовать что-то новое непросто и даже немного страшно. Но часто те, кто кажется «имеющим особые таланты» в выбранной сфере, на самом деле опережают остальных всего лишь на пару шагов. Поэтому позвольте своему школьнику рисковать. А волшебных лекарств от перемен не существует — они происходили всегда и будут происходить. Фото: Depositphotos Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook , «ВКонтакте» и «Одноклассниках» !