Войти в почту

Чайковский. Страсти по опере

Фото: Елена Алексеева Первый постпандемический концерт прошел в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Любимый в народе "Стасик" распахнул свои двери для публики, победив новые правила рассадки зрителей, требуемые Роспотребнадзором. Вступительное слово взял художественный руководитель оперы и главный режиссер Александр Титель. Не без волнения он произнес: "131 день наш театр был закрыт. Такого не было никогда за всю столетнюю историю театра, если не считать период ремонта и реконструкции. Только сегодня на 168-ой день театр, наконец, получил то, что должен был получить. Он получил вас, нашу публику. Хочу поприветствовать наших самых первых и важных зрителей". Зал, накрыв в порыве конец фразы худрука аплодисментами, кажется, также волнуясь радовался встрече. А. Титель. Фото: Елена Алексеева Гала-концерт "Чайковский. Страсти по опере" посвящен юбилею П. И. Чайковского, который отмечают повсеместно. Коллективу и главному дирижеру Феликсу Коробову не хотелось, чтобы это было просто "мероприятие к дате". Оригинальность концепции концерта - исполние фрагментов из тех опер композитора, которых нет в репертуаре московских театров. Плюс идея антологичности - представить все оперные опусы Петра Ильича - дополнила программу отрывками из сожженной требовательным к себе автором оперы "Ундина" и неоконченной оперы "Ромео и Джульетта". А для изысканной виньетки в перформансе под занавес были исполнены хиты из выдающейся его триады - опер "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта". Концерт-открытие сезона превратился в манифест оперного творчества нашего гения, истинное чествование Петра Ильича Чайковского, выразившего однажды своё отношение к опере. Знаменитую цитату из переписки композитора с Надеждой Филаретовной фон Мекк напомнил публике Александр Титель: "Есть нечто невообразимое, к чему тянутся все композиторы. Это опера, потому что только она одна дает вам средство сообщаться с массами публики. Моего "Манфреда" сыграют раз, другой и вскоре забудут, и никто, кроме горстки знатоков, посещающих симфонические концерты, не знает его. Тогда, как опера, именно только опера способна дать нам общение с людьми, роднит вашу музыку с истинной публикой, делает вас достоянием не только отдельных кружков знактоков и специалистов, но, при благоприятных обстоятельствах, достоянием всего народа". Александр Борисович Титель, сам мнолетний рыцарь оперы, дал добрый путь новому сезону: "Любовь к музыке и страсть к искусству круче страха перед пандемией. Мы открываемся..." Фото: Елена Алексеева Страсть к "своему" Чайковскому, исторически впрыснутая в кровь Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко его основателями Константином Сергеевичем и Владимиром Ивановичем, множилась в этот вечер страстью, темпераментом и размахом музыкального руководителя Феликса Коробова. Оркестр на сцене под его управлением звучал, как всегда, масштабно и динамически предельно ярко. Порой и грешил в балансе с солистами, но был неотразим в оркестрово-хоровых сценах. Маэстро вытянул беспредельный эмоциональный накал из всех участников финалов первого и второго отделений концерта: Сцена казни Кочубея и Искры из "Мазепы" (солисты Феликс Кудрявцев, Кирилл Матвеев) и Заключительный ансамбль из "Иоланты" (солисты Елена Безгодкова, Владимир Дмитрук, Дмитрий Ульянов, Антон Зараев, Станислав Ли, Кирилл Матвеев, Максим Осокин, Ирина Чистякова, Ксения Мусланова, Анастасия Хорошилова). Потряс трагизмом исполнения Дмитрий Ульянов в Арии Короля Рене ("Иоланта"). Глубокая драматическая игра присутствовала в сценах Натальи Мурадымовой ("Мазепа" Сцена и дуэт Марии и Мазепы - Наталья Мурадымова, Алексей Шишляев и "Чародейка" Сцена и дуэт Кумы и Княжича - Наталья Мурадымова, Николай Ерохин). Всегда была убедительна в образах Лариса Андреева ("Черевички" Дуэт Солохи и Беса - Лариса Андреева, Роман Улыбин и Ариозо Воина из Кантаты "Москва"). Фото: Елена Алексеева Любопытно было узнавать музыку, которую Чайковский использовал для несостоявшихся по разным причинам его сочинений, в популярных теперь во всем мире суперхитах композитора. Дуэт Ундины и Гульбранда из сожженной автором партитуры "Ундина" (солисты Мария Макеева, Николай Лизогубов) полностью перекочевал в балет "Лебединое озеро". Дуэт Ромео и Джульетты (солисты Дарья Терехова, Владимир Дмитрук) из неоконченной оперы "Ромео и Джульетта" известен ныне, как божественная по красоте тема любви из симфонической увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта". Гала-концерт открытия, получившийся из-за обоюдного желания артистов и слушателей праздничным, дал старт сезону, в нынешней зыбкой ситуации не дающий уверенности в чем-либо. Тем сильнее вечер в "Стасике" подарил забытое ощущение прежней театрально-концертной жизни, а нарядная Большая Дмитровка сказочно-мерцающе освещала театральные афиши на здании театра. В этом сезоне в театре ожидается новая премьера спектакля "Иоланта" П. И. Чайковского.

Чайковский. Страсти по опере
© Ревизор.ru