Войти в почту

Искусство квартета

Рыцарем квартетного искусства назвал Олега Смирнова Александр Бондурянский, профессор кафедры камерного ансамбля и квартета Московской консерватории во вступительном слове: "Поистине безгранична сокровищница камерной музыки. Одной из ее основополагающих ипостасей является именно квартетное искусство. Есть примеры замечательных мастеров, которые со студенческой скамьи связали свою жизнь с квартетным жанром. Исполнительское и педагогическое творчество Олега Германовича Смирнова - такой пример". Фото: Елена Алексеева Творческая биография виолончелиста Олега Смирнова изначально была связана с оркестром Большого театра, которому он отдал двадцатилетие свой жизни с 1975 по 1996 года. Нынешний юбиляр - представитель музыкальной династии. Его отец Герман Александрович Смирнов был солистом-фаготистом оркестра Большого театра. По прошествии лет в 1994 году Олег Германович расширил сферу своей деятельности и организовал квартетный ансамбль им. М. И. Глинки. Этот опыт оказался настолько успешным, что в 2000-м квартету присвоили статус государственного коллектива. Художественным руководителем был назначен Олег Смирнов. В это же время концертирующий артист изыскал возможность посвятить себя и педагогической деятельности, преподавая в Академии Маймонида, в Музыкально-педагогическом институте им. Ипполитова-Иванова, Музыкальном колледже им. Вишневской. Будучи сам лауреатом международных конкурсов, превосходно зная конкурсную специфику, Олег Германович успешно готовил своих подопечных к участию в конкурсах. В сегодняшнем составе Государственного квартета имени М. И. Глинки Олег Смирнов не играет. Но он по-прежнему сохраняет и осуществляет свою роль худрука, духовного гуру квартетной молодежи, заботливо относясь к деятельности молодых музыкантов. Фото: Елена Алексеева Присутствующие в зале после вступительной речи А. З. Бондурянского аплодисментами поздравили юбиляра с круглой датой, украшенной столь замечательными творческими заслугами. Было особо приятно для профессора Бондурянского, что три участника нынешнего квартетного состава и приглашенный пианист Филипп Копачевский - его студенты. На вечере в исполнении квартета имени М. И. Глинки прозвучали Квартет n 14 ре минор "Смерть и девушка" Франца Шуберта и Квинтет Ми-бемоль мажор Роберта Шумана. Два, полных возвышенных романтических чувств, сочинения в программе концерта выстроили контраст между трагическим шубертовским произведением и мятежным порывом музыки шумановского квинтета. Название "Смерть и девушка" квартету присвоил не автор, а цитата песни Шуберта, включенная композитором в одну из частей цикла. Музыканты, особенно в начале, исполняли предельно эмоционально всплески шубертовского динамизма. Учитывая особенную гулкость Малого зала, все же хотелось больше тихого звучания, пианиссимо в перенасыщенной фактуре. Но обреченность и трагизм музыки был выявлен и донесён убедительно. Ансамблево игра вместе была выверена. Фото: Елена Алексеева В фильме "Фанни и Александр" культового шведского режиссера Ингмара Бергмана, завоевавшего четыре премии "Оскар" и премию "Золотой глобус", звучит вторая тема 2-ой части Квинтета Роберта Шумана. Единственный в его наследии фортепианный квинтет - одно из прекраснейших творений композитора. Партия фортепиано предназначалась для жены, блестящей пианистки Клары Шуман-Вик. Каждая из 4-х частей - отдельный маленький шедевр. Пианизм Филиппа Копачевского, бесспорно, украсил звучание струнного квартета. Рояль был ведущим законодателем героико-драматических образов. Es-dur'ное, бетховенское настроение окрашивало мятущийся романтизм полиритмии струнных и свободные по форме фугато. Во 2-ой части "В духе марша" пиццикато струнных и короткие аккорды пианиста, прерываемые напряженными паузами, брались идеально вместе, как один. В первом проведении первой темы чуть не получилась интонация в шестнадцатых у первой скрипки. Скерцо 3-ей части было великолепно в своем стремительном движении "на вылет". Здесь рояль поддерживали упругие триоли низких струнных. Альтист Лев Серов и виолончелист Арсений Котляревский форсировали крещендо до отказа, не позволяя ослабнуть поступательности развития. Молодежь нынешнего состава квартета имени М. И. Глинки в Искусстве квартета, как сказал А. З. Бондурянский, продолжает великие традиции камерного музицирования русской исполнительской школы.

Искусство квартета
© Ревизор.ru