Общественники спорят о строительстве третьей очереди моста через Волгу
Корректировки проектной документации на возведение третьего комплекса мостового перехода в Волгограде вызвали опасения общественников относительно сохранности уникальных мест Волго-Ахтубинской поймы. Эксперты уверены, что ущерб природе будет минимальный, а местные жители поддерживают изменение проекта, поскольку это позволит вывести поток транзитного транспорта из их поселков. В ситуации разбиралась наш корреспондент Светлана Усанова. Местные жители – за изменение проекта Мостовой переход в Волгограде – один из масштабных проектов, реализуемых на территории нашего региона. Это комплекс инженерно-технических сооружений общей протяженностью почти 30 километров. Всего предусмотрено четыре пусковых комплекса. Первый уже давно действует, он через Волгу соединил центр города-героя с районами Заволжья. Вторая очередь – мост через Ахтубу – была запущена губернатором Андреем Бочаровым в минувшем июне при участии министра транспорта РФ Евгения Дитриха и помощника Президента РФ Игоря Левитина. Они дали высокую оценку реализации дорожных проектов в Волгоградской области. Сегодня разрабатывается проектная документация на строительство третьего пускового комплекса протяженностью 14,2 километра. Он соединит первый и второй объекты мостового перехода через Волгу. Это позволит перенаправить транзитный транспорт, передвигающийся сегодня по дороге Волгоград – Краснослободск – Средняя Ахтуба. Сейчас эта трасса проходит по нескольким крупным населенным пунктам, но предлагается вынести ее на территорию поймы. В результате снизятся вредные выбросы в атмосферу и водные объекты, уменьшится шумовое воздействие на жителей и краснокнижных обитателей природного парка, сократится количество ДТП. Среди наблюдающих сейчас каждый день транспортные коллапсы на трассе – пенсионер Владимир Чабан, проживающий в хуторе Госпитомник. – Мы живем на единственной транспортной артерии, которая соединяет пойменную часть Заволжья с Волгоградом. Здесь ежедневно проходят тысячи транзитных машин. Большегрузы разбивают дорогу – никто ведь не контролирует грузоподъемность. Днем и ночью едут и легковушки, – говорит Чабан. – Все населенные пункты у нас буквально задыхаются от выхлопов. Любая авария – это пробки по пять-шесть часов. А сколько было сбито пешеходов?! Так что мы за строительство объездной автострады. Туда уйдет весь сумасшедший транспортный поток, а нам останется незагруженная трасса Краснослободск – Средняя Ахтуба с автобусами и маршрутками. Восстановление лесов стоит в повестке Однако ряд общественных активистов беспокоит смещение третьего пускового комплекса в пойменные леса. Кстати, и нынешняя трасса частично по ним проходит. Ситуация находится на контроле регионального штаба ОНФ. – Волго-Ахтубинская пойма имеет особый статус, это резерватор ЮНЕСКО как объект водно-болотных угодий. Поэтому нужны глубокие проектные изыскания, чтобы при строительстве трассы меньше вторгаться в гидрологический режим и больше сохранить деревьев – прежде всего дубов, – считает член регионального штаба ОНФ в Волгоградской области, политолог Константин Глушенок. – Количество вырубленных деревьев должно быть полностью компенсировано новыми высадками – необходимы средства и на подготовку сеянцев, саму высадку, первоначальный полив и на сопровождение, пока деревья и кустарники не примутся и не смогут расти самостоятельно. А еще необходимы четкое соблюдение технологии и жесточайшая ответственность за все эти лесовосстановительные работы. Глушенок настаивает, что была проведена общественная экологическая экспертиза проекта, указывая, что в этом вопросе уже есть положительный опыт. Проектировщики говорят, что при возведении третьей очереди мостового перехода предусмотрена высадка почти 400 тысяч деревьев и кустарников, установка акустических экранов, строительство локальных очистных сооружений. – Вопрос обязательных компенсационных посадок взамен имеющихся зеленых насаждений никто с повестки дня не снимает. В регионе накоплен достаточный опыт по лесовосстановлению с учетом наших непростых климатических условий, – замечает академик, главный научный сотрудник ФГБНУ ФНЦ агроэкологии РАН, заслуженный деятель науки РФ Константин Кулик. – Вот только посадочный материал нужно брать высокого качества. Следует использовать сеянцы и саженцы местного производства. В областном комитете природы считают, что строительство дороги и статус биосферного резервата не противоречат друг другу. – Задача природного парка – сохранить многообразие видов, снизив при этом антропогенное воздействие, – сказали в региональном ведомстве. – Именно поэтому в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на особо охраняемой природной территории действует ряд ограничений. При этом строительство сооружений, связанных с обеспечением функционирования расположенных в границах парка населенных пунктов, разрешено. Это касается и линейных объектов – дорог, газопроводов. Главное требование – прохождение экологической экспертизы и соблюдение всех требований экологического законодательства, включающих в себя компенсационные посадки и полное восполнение причиняемого природе ущерба. Экология – на общественном контроле Строительство дороги уже взято на общественный экологический контроль. При региональном экосовете создана рабочая группа по мониторингу экологической ситуации при проектировании и строительстве третьего пускового комплекса мостового перехода через Волгу. – Это было сделано по инициативе и в интересах граждан, чтобы они не только могли получать в полном объеме всю информацию о проекте, лесовосстановительных и компенсационных работах, но и реализовать своё право на общественный контроль, – отметила руководитель экосовета при Волгоградской областной думе и профильной рабочей группы Ирина Соловьёва. – Мы открыты для общения с населением и готовы вместе участвовать в реализации проекта. Конечно, непросто вырабатывать оптимальные решения, которые бы позволяли обеспечивать равновесие между сохранением биологического разнообразия и содействием экономическому развитию. Но регион справлялся и с более сложными задачами.