«Казахстан активизируется в ЕАЭС». Эксперты КИСИ – о послании Токаева к народу
В первый день осени президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился к народу с посланием, в котором заявил о начале системных реформ в республике. С этой целью он создал Агентство по стратегическому планированию и реформам, которое станет подчиняться непосредственно президенту. Кроме того, Токаев обозначил ключевые принципы нового экономического курса страны. Что означают все эти нововведения и какие выводы можно сделать из послания казахстанского лидера, корреспондент «Евразия.Эксперт» выяснпил у экспертов Казахстанского института стратегических исследований при президенте Казахстана. Директор КИСИ при президенте Казахстана Зарема Шаукенова: – Послание президента народу Казахстана в 2020 г. является ясным и четким планом действий руководства страны по восстановлению экономики и благосостояния граждан в посткризисный период. В обращении Касым-Жомарта Токаева четко прослеживаются 3 взаимосвязанные задачи, которые лидер государства ставит перед компетентными органами и всем обществом. Во-первых, оказание помощи уязвимым категориям граждан и сокращение разрыва в доступе к социальным благам, в том числе через адресную социальную помощь. Взят курс на более справедливое налогообложение, повышение доступности жилья, медицинских и образовательных услуг; защита прав человека. Во-вторых, будет модернизирован госаппарат в сторону сокращения штата госслужащих, восстановится Агентство по стратегическому планированию и реформам и Министерство по чрезвычайным ситуациям. Повысится прозрачность оказания госуслуг и деятельности нацкомпаний, роль местных органов власти и участия граждан в политической жизни страны. В-третьих, глава государства поручил реанимировать экономику за счет всемерной поддержки предпринимательства, повышения удельного веса товаров с добавленной стоимостью в ВВП, привлечения иностранных инвестиций, преодоление бюрократических, коррупционных и иных препятствий развитию, противодействие теневой экономике. Одним из ключевых направлений повышения устойчивости национального благосостояния президент назвал повышение конкурентоспособности казахстанской продукции на мировых рынках и увеличение экспортного потенциала республики. При этом особый акцент был сделан на средний бизнес. В этих условиях можно ожидать повышения экономической активности Казахстана в ЕАЭС с повышением удельного веса приграничного сотрудничества, что позволило бы повысить потенциал предпринимательства в областях, граничащих с Россией и Кыргызстаном. Главный научный сотрудник КИСИ при президенте Казахстана Леся Каратаева: – Формирование критической массы высококвалифицированных специалистов, способных эффективно использовать свой творческий потенциал, является наиболее эффективным способом достижения экономической устойчивости любой страны. Текущий мировой пандемический кризис показал, насколько важным, не только в масштабах страны, но и в масштабе каждого отдельно взятого человека, оказалась способность выйти за рамки привычной парадигмы мышления и поведения, возможность быстро перестроить модель экономического поведения. В то же время человеческий капитал не является продуктом стихийного развития, а требует масштабных инвестиций, как со стороны государства, так и со стороны самих граждан. Главным направлением деятельности по инвестированию в человеческий капитал является развитие образовательного сегмента. Мировой опыт показывает, что страны, обеспечивающие высокий уровень инвестирования в экономику знаний, демонстрируют лучшие показатели в глобальных индексах человеческого развития и конкурентоспособности. Казахстан традиционно имеет отличные показатели по доступу и, соответственно, количественному охвату населения всеми уровнями образования. Однако, как свидетельствуют замеры Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), в отношении качества образования Казахстан отстает от стран ОЭСР. В ходе реализации задач развития казахстанского образования целесообразно учитывать ряд моментов. Во-первых, современная модель образованного человека предполагает не только человека эрудированного, но и человека, обладающего полезными навыками и компетенциями. Именно профессиональные компетенции в совокупности с навыками их реализации являются ключевым элементом человеческого капитала. Если в сфере высшего образования переход от знаниецентричного подхода к компетентностному уже произошел, то для среднего образования эта задача все еще актуальна. Другими словами, наши выпускники школ много что знают, но мало что умеют. Например, зная множество математических, физических или химических формул, среднестатистический выпускник школы плохо представляет, как эти формулы можно применить в реальной жизни. Изучение биологии, к сожалению, не формирует у молодых людей экологического мышления. Во-вторых, одной из ключевых задач социально-экономического развития страны является развитие малого и среднего предпринимательства. В идеале доля МСБ в общей структуре экономики страны должна составлять порядка 60-70%. Развитие МСБ зависит от многих факторов – развитости инфраструктуры, правового режима, финансовой составляющей, рынка сбыта производимой продукции и так далее. В то же время, одним из важных факторов является наличие у граждан знаний и умений в сфере ведения бизнеса. Это обстоятельство актуализирует запрос на введение в программы средне-специального, профессионального и высшего образования по любой специальности дисциплин, нацеленных на развитие предпринимательских компетенций. В результате такой подготовки выпускники колледжей и вузов будут не только специалистами в своей области, но и способны организовать свой собственный бизнес. В-третьих, активно развивающаяся Индустрия 4.0 формирует запрос, с одной стороны на подготовку специалистов в сфере IT, а, с другой – на цифровизацию самого образовательного процесса. Переход казахстанского образования на дистанционный формат обучения в период пандемического карантина со всей очевидностью показал важность этого направления. Несмотря на звучащую в адрес дистанционного образования критику, следует признать, что переход на дистанционку активизировал такую важную составляющую образовательного процесса как самостоятельное обучение. Многие казахстанцы, находясь на карантине, использовали высвободившееся время для повышения своей квалификации и приобретения новых знаний, обучаясь дистанционно на различных образовательных платформах. Следующим шагом может стать развитие собственной казахстанской системы конкурентоспособных на мировом уровне дистанционных сертифицируемых курсов. Это направление имеет большой потенциал в силу того, что в современных экономических условиях рынок образовательных услуг уже стал международным и может обеспечить стране, преуспевшей в предоставлении качественных образовательных услуг, существенные доходы от их экспорта.