Клад с тризубцем: в Украине нашли новую национальную святыню
Последние дни августа ознаменовались находкой кладов с богатыми коллекциями средневековых дензнаков. Земля как будто разверзлась, отдавая запрятанные когда-то сокровища. Так, экспедиция московских ученых обнаружила в центре Великого Новгорода десяток серебряных монет XVI века, а в Азове археологи нашли сорок две монеты XIV столетия, отчеканенные из меди и серебра. Но настоящим событием стал клад из небольшого поселка Городница, расположенного в Новоград-Волынском районе Житомирской области. Здесь нашли сразу тридцать восемь древнерусских сребреников, датируемых 1000-1019 годами. На монетах изображены киевские князья Владимир Святославич и его племянник (по другой версии — родной сын) Святополк Ярополкович, а также их княжеские печати — двузубец с тризубцем, который имеет сейчас статус государственного герба Украины. На момент чеканки этих момент в Городнице еще не существовало известных историкам поселений. Она впервые упоминается летописцем в 1127 году в контексте рассказа об удельном князе Всеволоде Давыдовиче — вассале киевского князя Мстислава, который ходил вместе с ним в походы на кривичей и Литву. Судя по всему, спрятанное серебро могло принадлежать кому-то из княжеских дружинников, спрятавших его во время опасности. Ну а сама находка клада, скорее всего, связана с деятельностью черных археологов, несмотря на то что украинские ученые туманно говорят о том, что сребреники обнаружили при «бытовых обстоятельствах» — во время добычи песка, которую осуществляли местные рыбаки. «Это сокровище национального значения», — говорит о городницком кладе научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины Александр Алферов. А патриотическая общественность уже говорит о сакральной роли украшенного трезубцами серебра, призывая поместить его в специально созданный пантеон национальных святынь, на создании которого можно разворовать не один миллион современных гривен. При этом блогеры делают акцент именно на княжеском знаке, называя его исконной символикой украинского народа, через которую прослеживается его тысячелетняя государственная традиция, уходящая куда-то за арийско-трипольские горизонты. Находка в Городнице действительно является археологической сенсацией, но, строго говоря, в найденных монетах нет ничего такого, что по-настоящему удивило бы научных специалистов. Потому что монеты подобного типа давно известны из других кладов, которые время от времени находят в захоронениях и кладах на территории Восточной Европы, а иногда и за пределами этого обширного региона. По удивительному совпадению владимирские сребреники с той же исторической датировкой обнаружили в эти дни в далекой Ирландии. Как стало известно позавчера, археолог-любитель Роберт Карле нашел с помощью металлоискателя в ирландском графстве Корк несколько очень редких монет времен князя Владимира. Нет никаких сомнений, что их доставили сюда служившие киевским князьям варяжские кондотьеры. «Монеты показывают, как, несмотря на свою устрашающую репутацию, викинги также соединяли далекие части мира, такие как Ирландия, и территории современной Украины», — написали об этом в ирландских СМИ. Владимирские сребреники являются популярными лотами на сайтах тех самых «черных археологов», причем не все они являются искусной подделкой, созданной для обмана доверчивых толстосумов-коллекционеров. Оснащенные металлоискателями украинцы прочесывают курганы и городища, извлекая оттуда массу интереснейших артефактов, которые обычно сразу перепродаются на Запад. А коррумпированное ослабленное государство не пытается помешать этому масштабному расхищению «сакральных украинских святынь». Впрочем, средневековые киевские князья не видели в тризубцах никаких государственных символов. Они выполняли функции личных печатей, которые отмечали принадлежащую князю собственность. Согласно арабскому историку Ибн Мискавейху, русы эпохи князя Игоря Старого давали такие глиняные печати освобожденным рабам, а княгиня Ольга отмечала «знамениями» территорию полюдья, на которой собирали ежегодную дань. Скандинавы-русы, скорее всего, переняли такие печати у тюрок — в частности, у хазар, использовавших похожие родовые тамги. А те, в свою очередь, позаимствовали их у сармато-аланской знати, скопировавшей символику античного Боспорского царства. Впоследствии тризубцы также оставались личными знаками. Каждый киевский князь переиначивал их на свой собственный лад — вплоть до XIII века, когда мода на эти символы постепенно сошла на нет, а персональные тамги уступили место родовым гербам дворянских фамилий. Видоизмененные двузубые и тризубые символы попали в шляхетские гербовники и среди прочего послужили основой для знаменитых «столпов Гедимина», которые стали геральдическим знаком великих литовских князей. При этом литовский «тризубец» выполнял свою прежнюю утилитарную функцию знака княжеской собственности, и Витовт Великий все еще клеймил им своих коней. Все это было хорошо забытым прошлым. Древнерусские знаки знали только по кладам, и их существование совершенно не отражалось в народной памяти. Так было вплоть до событий 1917 года, когда новообразованная Центральная рада приступила к поискам государственных символов Украины. На этот счет шли продолжительные дискуссии, но точку в них поставил историк Михаил Грушевский. 16 сентября 1917 года он опубликовал в газете «Народная воля» статью, предлагая избрать в качестве символики владимирский тризуб, средневековый арбалет со знаков киевского магистрата и образ вооруженного мушкетом казака, изображавшегося на печатях Войска Запорожского. Характерно, что украинские патриоты путались тогда в древних княжеских знаках, периодически используя личную символику князей Ярослава и Изяслава. А после окончания Гражданской войны тризубец стал главным политическим символом украинского националистического движения. Впрочем, княжеские тамги пытались использовать и в околороссийской политике. Ультраправая эмигрантская организация Народно-трудовой союз российских солидаристов взяла своей эмблемой «родовой знак Киевского Великого князя Владимира Святого, изображённый в виде золотого тризуба на белом, синем и красном фоне». Однако НТС дискредитировала себя юдофобией, сотрудничеством с нацистами, а потому российские эмигранты в основной массе отказывались от тризуба, окончательно оставив его ОУН. Конечно, эта длинная история не имеет особого отношения к монетам из городницкого клада. Находка на Житомирщине действительно интересна, однако все попытки представить сребреники «обретенной национальной святыней» являются банальной политической спекуляцией. Хотя, впрочем, святыней современного патриота действительно являются украшенные тризубцем деньги, отпечатанные в украинском госбанке.