"PRIGOVSDAY" в Беляево
"День Пригова" в Беляево начался 29 августа 2020 года в 17.00 экскурсией-одиссеей "Переоткрытие", которую провела филолог и библиотекарь Анна Горская. Экскурсия позволила на два часа вернуться в поэтическое, философское, авангардное Беляево советских времен, помимо Пригова, связанное еще со множеством видных личностей современной культуры (Юз Алешковский, Леонид Баткин, Андрей Битов, Юрий Карабчиевский, Лариса Миллер, Евгений Попов, Борис Орлов, Владимир Сорокин и др.). Дмитрий Александрович Пригов и Юз Алешковский в гостях у Евгения Попова. Москва, Теплый Стан, начало 1990-х. Фото из личного архива Е. Попова. В 19.00 "PRIGOVSDAY" продолжился в галерее "Беляево" – открытым микрофоном "АЯБеляево". Сначала ведущий Алексей Кузнецов прочитал мой текст. Я не смог посетить праздник "по не зависящим ни от кого обстоятельствам". Лично выступили историк культуры Илья Кукулин, доцент РГГУ Валерия Косякова, поэт и художник Елизавета Неклесса. Завершилась эта часть программы кинопоказом видео-работ студентов мастерской Дмитрия Брусникина, посвященных Пригову. Финалом Дня стала театрализованная интерактивная экскурсия "Приговство". Всё это было первым событием юбилейного "приговского" года. Поэт родился 5 ноября 1940. Хорошие, культурные люди живут в Беляеве. Славно, что их поддерживают депутаты Михаил Громов и Ольга Прудник, библиотека №180 Юго-Запада Москвы, фонд Дмитрия Пригова. Вообще у нас страна хорошая. Текст моего выступления ПРИГОВ ЕСТЬ ПРИГОВ ЕСТЬ ПРИГОВ Я хотел, было, вступить в скрытую полемику с теми высоколобым гражданами и строгими гражданками, которые Пригова нынче вовсю ИЗУЧАЮТ, авторитетно рассуждая, кто он все-таки такой, Дмитрий Александрович – Данте Алигьери периода упадка советской империи, антрополог культуры, когнитивный этнолингвист, релевантно имплицирующий реальность, или просто "наше всё", как Пушкин. Кто-то залепил, что он, вообще, может, даже и какой-нибудь там пришелец, посланный с иных планет и миров на нашу скудную Землю. Мы подружились в 1980 году не только на почве взаимных занятий литературой и навязчивому вниманию КГБ к нашим скромным персонам, но и потому, что жили по московским меркам рядом. Он в Беляево, я в Теплом стане, встречались чуть не ежедневно. Большевики были глупые и скучные. Нам было весело и легко. Кто тогда жил, тот меня понимает. А кто не жил, пусть почувствует разницу, может, пригодится. Дмитрий Александрович Пригов, Троан Горич, Евгений Попов. Бежецк, 1985 год. Тогда же Дмитрий Александрович Пригов стал персонажем моего романа "Душа патриота". О том, как мы с ним пытаемся пробраться к гробу новопреставленного Леонида Ильича Брежнева. Через много лет он изобразил меня в книге "Ренат и Дракон" в виде буддийского монаха по имени Вопоп Йинегве (Попов Евгений наоборот). Но это все шуточки. А теперь о серьезном, о главном. Мало кто знает, что в 1984 году Д.А. крестился в православную веру, и я стал его крёстным отцом в прямом, а не бандитском смысле этого слова. Отмечу, что Пригову я в крёстные не навязывался, он сам меня об этом попросил и был крайне серьезен, торжественен, отнесся к крещению безо всякого там ПОСТМОДЕРНИЗМА или, упаси Бог, КОНЦЕПТУАЛИЗМА. Мир обоим этим литературно-художественным начинаниям, интересные начинания были, между прочим, как мог бы выразиться персонаж Фазиля Искандера. Я-то лично считаю, что Художник он и есть Художник, как роза есть роза, баба есть баба, а эвенок есть эвенок. В какую бы команду Художника ни определяли окружающие, да и он сам. Искусство Пригова теперь принадлежит народу. И какой уж там Пушкин, какой Данте Алигьери, другие выдающиеся персоны мировой литературы. Ведь в литературе каждый занимает свое место или не занимает его вообще. Пригов – это Пригов, это Пригов, это Пригов… И так – до бесконечности. И так будет теперь всегда. Так теперь будет вечно.