В Вологде состоятся занятия Всероссийской школы молодых писателей
3-6 сентября в нашем городе пройдет литературный образовательный форум для авторов Северо-Запада в возрасте до 35 лет, которые прошли конкурсный отбор. На наши вопросы о грядущем событии ответил Игорь Шайтанов, главный редактор этого издания, профессор РГГУ. Отметим, за проведение школы в разных регионах отвечают представители ведущих литературных журналов: «Вопросы литературы», «Дружба народов», «Звезда», «Знамя», «Москва», «Наш современник», «Нева», «Новый мир», «Юность». В Вологде мероприятие проходит под эгидой «Вопросов литературы». Семинар прозы в Вологде проведёт Сергей Чередниченко, прозаик и критик, преподаватель Литературного института и редактор «Вопросов литературы», поэзии - Ната Сучкова и Игорь Шайтанов. Каждый ведущий также прочтет вольную лекцию на литературные темы. - Сейчас в России проводится немало семинаров для молодых поэтов и прозаиков. В чем отличительная черта Всероссийской школы молодых писателей? - Ответ потребует экскурса в историю – на 20 лет назад, поскольку именно тогда начался проект Фонда Социально-экономических и интеллектуальных программ. Сокращенно – СЭИП, а в просторечии - фонд Филатова, поскольку Сергей Александрович Филатов – основатель и руководитель Фонда во всех направлениях его деятельности. В 90-х Филатов был, по сути, вторым человеком в стране, руководил администрацией Бориса Ельцина. Отойдя от политики, Сергей Александрович занялся деятельностью, смысл которой и зашифрован в названии Фонда. Едва ли не самым заметным проектом стала поддержка молодых литераторов. От писательских союзов помощи было мало, да и финансы у них были лишь на выживание. Форум молодых писателей открылся в подмосковных Липках. У каждого журнала был изначально свой семинар. Уже несколько лет Форум проходит не в Липках, к примеру, в этом году 20-летний юбилейный планировался в Санкт-Петербурге, но, кажется, COVID-19 пресек эти планы. Форум съехал из Липок и начал искать новые ресурсы поддержки. Тут-то и появились регионы. Журналы выбирают (не без трений между собой), куда поехать. «Вопросы литературы» (у нашего журнала есть знаменитое разговорное имя – «Вопли») первый раз побывали под Красноярском (съездили в Овсянку – к Астафьеву), в Ярославле... А в этом году я договорился с Филатовым о том, что за нами - Северо-Запад с Вологдой как местом проведения. Наш семинар первые два года вел тогдашний главный редактор «Воплей» – Лазарь Ильич Лазарев, затем более 10 лет это делал я, постепенно приглашая молодых коллег в качестве соведущих, а теперь они сами – руководители. - Каким должен быть ведущий семинаров для молодых авторов? - Прежде всего – профессионалом, умеющим рассказать о профессии, сделать это наглядно. Преподавание того, что по-английски зовется в университетах creative writing, предполагает особый дар и желание его в себе развить. Думаю, что необходимо и доброжелательно-заинтересованное отношение, хотя не забудем, как говорил, Лазарь Ильич Лазарев: «Литература – дело жестокое». Как и всякое искусство, впрочем, здесь нельзя не быть перфекционистом, не стремиться к совершенству. - Какими качествами должны обладать молодые авторы, чтобы не затеряться в очень разнородной современной литературной среде? Достаточно ли для этого просто таланта? - Сейчас, боюсь, молодые авторы слишком рано начинают думать о том, «как бы не затеряться». Это не та мысль, которая должна приводить в литературу. Как себя выразить, как этому научиться, а уж потом – «как бы не затеряться». Я в последнее время все чаще ссылаюсь на слова Бориса Михайловича Эйхенбаума, сказанные в 1920-е годы. До этого русские формалисты, одним из которых он и был, задумывались, как писать, как делать вещь. У истоков формализма - знаменитая статья Эйхенбаума «Как сделана «Шинель» Гоголя» (а десятью годами позже, продолжая традицию, Маяковский напишет «Как делать стихи»). Так вот, в нарушение той традиции Эйхенбаум сказал, что бывают времена, когда главный вопрос – как писать, а сейчас – как быть писателем. И сегодня это главный вопрос. Он включает в качестве внешней стороны и мысль о том, «как бы не затеряться», но и с гораздо большим значением мысль о том, чем внутренне обеспечено литературное дело, для чего оно делается. Но нельзя не сказать о жизненной прозе – о бытовой стороне дела, которая сильно побуждает «не затеряться». Сразу нужно предупредить молодого литератора, что сегодня почти невозможно быть только писателем. В советские времена для обеспечения быта нужно было войти в ворота Союза писателей. Они не были радушно распахнутыми, но все же достаточно широкими. А дальше заботу о писателе во многом брало на себя государство. Теперь этого нет. Здесь выигрывают те, кто обеспечивают тираж своей массовой продукцией, так что выбравший путь достойного писательства должен или смириться, или сделать писательство второй или первой, но не единственной, профессией. В какой-то мере успокаиваясь тем, что благополучные производители чтива нервно комплексуют по поводу своей писательской непризнанности. - Каких молодых авторов, на Ваш взгляд, не хватает сегодняшней литературе в России? А, может быть, каких-то тем, жанров, экспериментов и т.д.? - Не хватает тех, о ком я сказал выше. С серьезным отношением к себе, к своему делу. Критическая составляющая необходима литературе, но не менее - каждому литератору. Что касается экспериментов, то их было чрезмерно в прошедшие десятилетия. Исканий было много, находок мало. Чего не хватает? Мне не раз приходилось говорить, что большая литература не раз обновлялась за счет того, что овладевала формами популярных жанров и умела узаконить их существование. Это путь к тому, чтобы снять проблему читателя, уходящего в поисках чтива. Многие великие не только в мере таланта, но и в размере тиража умели одержать победу.