95 лет исполняется народному художнику Вениамину Чебанову
Артем Вениаминович глубоко благодарен отцу за воспитание: «За то, что он меня вырастил, заложил правильное понимание подвига советского народа в годы войны, поделился со мной своим духовным миром». Но говорить о художнике как об отце Артем Вениаминович не стал — объяснил, что это очень личное. О творчестве и мировоззрении — да. И пусть кому-то нижесказанное покажется прописными истинами, Артем Чебанов уверен, и мы с ним согласны, это те истины, которые не должны и не могут быть стерты из наших сердец. — Мой отец, Вениамин Чебанов, — чрезвычайно работоспособный, талантливый и целеустремленный человек. Его память и личный, уже 95-летний жизненный опыт позволяют ему создавать на полотнах все то, что он лично или его близкие пережили, показывать свое отношение к людям, поступкам, событиям. Многие его работы не потеряли актуальности и сегодня: «Улица Дружбы Народов. 1997», «Куда идешь, человек?», «Беслан», «Бомж и голуби», «Беженцы», «У Диора», «Память», «У Вечного огня», «08.08.08. Цхинвал», «Предчувствие. 2019», «Дружба, свобода, любовь. Триптих. 1999». События, люди, сюжеты на его картинах не вымышлены, они правдивы. Именно правдивость и искренность в художественных произведениях — вот истинная ценность его творчества. Сказанные им слова искренни и правдивы: «Великая Отечественная… Она всегда со мной, как и то суровое время; она судьба моего поколения, обагренная кровью юность, наша светлая память и боль. Когда работаешь у холста, когда создаешь образы солдат, поневоле вспоминаешь их молодые живые лица и их короткую жизнь — возникает чувство неоплаченного долга и вины перед ними. Ведь это их ратными трудами и кровью вершилась Великая Битва». «Сельский пленэр» по заданию редакции газеты «СовСибирь»: Вениамин Чебанов делает зарисовки передовиков с/х Кочковского района, 1976 год. — Мне кажется, что главный его как художника и гражданина принцип — «Это надо не мертвым, это надо живым». Он рисует для тех, кто живет сегодня и будет жить завтра. Чтобы мы, их потомки, будущие поколения, знали и помнили, что пришлось пережить нашей стране, нашему народу. На его картинах — гигантский, по меркам человеческой жизни, пласт впечатлений, выплеснутый красками на полотна, отражающий внутренний мир художника, то, как он лично воспринимает окружающую, порой суровую действительность. В его полотнах есть все — счастье и горе, веселье и грусть, молодость и умудренная жизнью старость, страдание и любовь, равнодушие, гнев, подвиг, ярость, тоска и безысходность… — Война в картинах художника Чебанова — не предмет изображения. Это смысл его жизни — человека, фронтовика, художника, его личное восприятие высшего смысла Великой Отечественной войны для нашего народа, для нашей страны, смысл освобождения от рабства и попытки уничтожения нашего народа фашистами. Мы победили именно благодаря единству. В своих картинах художник прямо указывает на сплоченность и дух Красной армии, всего народа Советского Союза, что и решило исход Великой Отечественной войны. В девяностых годах двадцатого века и до настоящего времени нам из-за бугра пытаются «привить покаяние» за то, что совершила Красная армия в годы войны, извратить суть нашей героической истории. Вениамин Чебанов считает это прямым оскорблением памяти тех, кто страдал в годы войны, кто проливал свои кровь и пот, отдавал здоровье и жизнь, защищая нашу Отчизну. А тех, кто из так называемых граждан РФ вторит им, считает предателями, Иванами, не помнящими родства. «Улица Дружбы Народов. 91», 1997 год. — Наша семья фактически знает, что это такое — война. Папа в ноябре 1941 года, в 16 лет, пошел работать в паровозное депо станции Инская. Там он трудился помощником слесаря, то есть котельщиком — ремонтировал котлы паровозов, доставляющих грузы на фронт. В ноябре 1943 года был призван в армию, окончил ускоренные курсы Новосибирского военно-пехотного училища. Осенью 1944 года в звании младшего лейтенанта и командира взвода он был отправлен на 1-й Украинский фронт. Боевые действия шли на территории Польши. Первое ранение получил в битве за освобождение Кракова. Второе, тяжелое, — при форсировании Одера. Во время атаки снайперская пуля прошла насквозь, повредив шейные позвонки. После госпиталя вернулся в строй — освобождать Прагу. Победу встретил в Чехословакии, в Судетах, командиром роты. Супруги Чебановы, 1948 год. — Нашу маму — Чебанову (Антощенко) Татьяну Романовну 26 июля 1941 года в возрасте 15 лет из детдома украинского городка Умань угнали в рабство в Германию (по меркам сегодняшней «цивилизованной Европы» — депортировали). Она была доставлена в рабочий лагерь принудительного содержания под Мюнхеном, где на нее надели рабочую одежду с номером и бирку «OST» на шею. Будучи «собственностью» Германии, мама работала на ферме, затем в цехе горячего, то есть открытого, цинкования авиационных двигателей завода, принадлежащего компании BMW, расположенного в округе Мюнхена Мильбертсхофен. Там изготавливали детали для немецких самолетов. А из-за паров диоксинов и хлористого водорода она приобрела хроническую астму, которая мучила ее всю оставшуюся жизнь до дня кончины в 1983 году. Лейтенант Красной Армии В. Чебанов, г. Винер-Нойштад, Австрия, май 1945 года. — Конечно, в работах Вениамина Чебанова на первом плане всегда человек. Его характер, его поступки, его реакция на окружающий мир. Мне лично нравятся многие работы, но есть такие, которые забыть нельзя. Они западают в душу, заставляют думать, сопереживать, переосмысливать историю нашей страны, человечества и свою собственную жизнь. В жизни отца были тяжкие года безвестности, когда некоторые делали все, чтобы нигде не было даже упоминания о его творчестве. Вся наша страна прошла через период, когда слова «патриот» и «гражданин» являлись ругательными. Почему-то в последние десятилетия, как на лакмусовой бумажке, проявилось равнодушное отношение к людям: о них не помнят, когда они живы, а когда уходят, о них и вовсе забывают. Новосибирский союз художников и общественность города с 1996 года трижды представляли художника на почетное звание «Народный художник», и трижды «наверху» отклоняли. Только в 2007 году Президент РФ присвоил ему это звание. — Вениамин Чебанов — искренний и порядочный человек. Он всегда видит фальшь в поступках других, благодаря своему таланту показывает будущим поколениям реальную историю нашей страны. Эпилогом своего творческого и общественного служения обществу художник Чебанов считает создание Сибирской мемориальной картинной галереи, посвященной подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, и картину — диораму битвы 22-й Сибирской добровольческой дивизии под городом Белым. Он работает и сейчас. За неделю до госпитализации в облбольницу на операцию в апреле 2020 года художник закончил новую картину — «Клятва ополченцев. Саур-Могила. 2014», которую общественность увидит после снятия карантина. — Сегодня художник работает над эскизами мемориала, посвященного героическому подвигу тружеников тыла, в связи с награждением Новосибирска званием «Город трудовой доблести». Помимо этого, Вениамин Карпович участвует в общественной жизни города и Новосибирской области, к нему в мастерскую приходят школьники и студенты, он встречается с воинами Российской армии, с ветеранами войн и труда, блокадниками. Он стал одним из инициаторов создания памятного барельефа, посвященного воинам----сибирякам, уходившим на фронт с вокзала Новосибирск-Главный, который был открыт 7 ноября 2011 года на здании вокзала, возле первого перрона. — В 2014 году Вениамин Чебанов открыл свою персональную выставку на Поклонной горе. В 2020 году вместе с новосибирскими поэтами Юрием Овчинниковым и Ольгой Киевской Вениамин Карпович принял участие в создании книги стихов о Великой Отечественной войне под названием «Живем и помним». Сейчас в Новосибирской области идет передвижная выставка народного художника Чебанова, посвященная 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Также он является инициатором и участником многих культурных и общественных проектов, проводимых мэрией города Новосибирска и министерством культуры Новосибирской области, связанных с культурой и патриотизмом. На 65-летии Вениамина Чебанова (слева направо): друг детства Григорий Егорович Посохов; друг, художник, ветеран Великой Отечественной войны Павел Леонтьевич Поротников; сын Артем Чебанов; юбиляр — Вениамин Карпович Чебанов; друг, архитектор, писатель Владимир Матвеевич Пивкин; друг, художник, ветеран Великой Отечественной войны Василий Григорьевич Кирьянов; друг, преподаватель школы № 46 Первомайского района, историк, писатель Павел Игнатьевич Первухин. — Считаю, что мой отец свой долг перед Отчизной, жителями области и Новосибирска выполнил сполна. Как фронтовик, как художник и как человек. И он, в полном смысле являясь патриотом и гражданином, достоин высшей награды Российской Федерации — звания Героя Труда! Замечательный сосед Мой отец-фронтовик Василий Кирьянов приехал в Новосибирск в 1959 году по распределению ЛИЖСиА (Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры) и по приглашению НОСХ (Новосибирское отделение Союза художников). В 1961 году в Ленинском районе города были сданы в эксплуатацию шесть пятиэтажек с мансардами для художников. До этого мастерские размещались в неприспособленных цоколях и подвалах. Это стало беспрецедентным шагом вперед, подарком городских властей художественному сообществу. Монументалисты особенно нуждались в больших помещениях — для выполнения эскизов в натуральную величину объектов. Поэтому отец одним из первых получил студию в доме на улице Геодезической, 9. Соседнюю мастерскую заняли два графика — Вальтер Николаев и Вениамин Чебанов, иллюстрировавшие книги Западно-Сибирского книжного издательства. Николаев вскоре трагически ушел из жизни, и фронтовики Чебанов и Кирьянов стали непосредственными соседями. С тех пор началась их дружба, которая прервалась в 2012 году с уходом из жизни моего отца. О чем Вениамин Карпович до сей поры очень искренне сожалеет. Я сам был свидетелем дружеских бесед, фронтовых воспоминаний, профессиональных обсуждений и праздничных застолий в канун Дня Великой Победы. Когда был ребенком, очень диковинно было зайти мне в мастерскую Вениамина Карповича: старинная мебель, анатомические экспонаты, огромный печатный станок и графические изображения в рамах, выполненные способом резки по линолеуму, — линогравюры. Техника, требующая невероятно кропотливого труда. Рисунок наносится зеркально, вырезать приходится, глядя на изображение в зеркале. Мельчайшие нюансы на лицах героев вырезать необыкновенно сложно. Тонкая, ювелирная работа. При этом необходимо добиться похожести на реальных персонажей. Вениамин Карпович справлялся с этим играючи. С особым удовольствием брался Чебанов за книги на военную тему, в том числе детские. У Вениамина Карповича свой графический почерк, поэтому, зайдя в книжный напротив, я мог безошибочно определить, какие из изданий оформил друг отца дядя Веня. Скажу вам, что эти рисунки оставляли во мне определенное впечатление и наряду с другими факторами воспитали во мне патриотически настроенного гражданина. И, когда я вырос, это помогло мне не раздумывать, страшно ли защищать Родину, а просто собраться и отправиться в ту часть земли, где возникла горячая точка и страдал братский народ. Не случайно, когда отец встретил меня из армии, мы первым делом отправились к Вениамину Карповичу. Там сидели мы и вспоминали каждый свое: я то, откуда вернулся, а они — незабываемые события Великой Отечественной. Поэтому они всегда были для меня примером в защите родных рубежей, трудолюбии и художественном вкусе, что немаловажно, ведь вскоре я окончил вуз и сам оказался в мастерской на Геодезической, 9. Это был 1994 год. Мой отец в это время посвятил себя преподавательской деятельности, отчего реже появлялся здесь. И вот уже я сделался соседом Вениамина Карповича и воочию убедился в невероятном трудолюбии этого человека. В выходной или в праздничный день ровно в 10 утра можно было подойти к окну и увидеть, как он идет по двору, затем услышать поворот ключа в замке. Это он пешком поднялся на шестой этаж. В любую погоду и в любом возрасте. И так не менее 25 лет. Вениамин Карпович оставил нам и нашим детям огромный багаж воспоминаний о войне в виде картин и иллюстраций. Гораздо ярче звучит воспоминание, если это реальное изображение, особенно для детей. В этом несомненный вклад Чебанова в изучение истории России, изучение Великой Отечественной войны, в воспитание новых поколений россиян, в антивоенное движение. Низкий поклон неутомимому старцу с молодой душой и силой духа! Доброго здоровья, дорогой Вениамин Карпович! Когда не стало отца, я смотрел и смотрю на тебя! Евгений КИРЬЯНОВ, председатель секции современного искусства НРОО ТСХ, ветеран боевых действий в Афганистане