Валерий Сергеев: «Ансамбль – это общее дыхание»
Ансамбль народных инструментов «Садко» - коллектив с давней историей, рождённый в рабочем посёлке, сейчас он входит в состав Приморской краевой филармонии. Именно этому коллективу было доверено право представлять российскую культуру на открытии зимних олимпийских игр в Пьхеньяне в 2018 году. О народной музыке, о мягкости и чувстве локтя, о мечте, о боксе и военной карьере ИА DEITA.RU рассказал руководитель ансамбля «Садко», заслуженный артист России, баянист Валерий Сергеев. – Валерий Анатольевич, какую музыку Вы сами любите играть? – Я, вообще-то, как говорится, всеядный. А как ансамбль народных инструментов, и это мое личное видение, мы пропагандируем академическое направление в русской народной музыке и в классической. В том числе, делаем переложение для народных инструментов из оперетт и оперного репертуара, аккомпанируем вокалистам, а они ведь поют не только народные песни, но и песни русских, советских, зарубежных композиторов. – Вы сказали, «академическая народная музыка», разъясните, в чём отличие академической и неакадемической народной музыки? – Неакадемическая – это наша традиционная народная музыка, песнопения, то, что идёт от истоков, это фольклор, в первую очередь. А академическая - та, которую пишут авторы. Это обработки народных песен, музыка, написанная современным письмом специально для народных инструментов, и это совершенно другие гармонии, не те, которые были у наших предков, совершенно другие музыкальные размеры и ритмы. В разных областях России пение и исполнение народной музыки подразумевает совершенно разное исполнение. И мы, если исполняем, к примеру, мелодию средней полосы России – Черноземья, Воронежской губернии, стараемся прежде всего, чтобы хотя бы приблизительно исполнение было таким же, как это поют в Воронеже. Очень важно доносить до зрителя стиль исполнения, присущий конкретной местности, и тогда у него будет совсем иное видение. – Можно сказать, вы делаете музыкальный исторический экскурс? – Конечно, это прежде всего. Понимание исторической значимости - основа любой музыкальной обработки. Что-то своё, новое, мы накладываем на уже существующую историческую основу. – Сколько лет вы руководите ансамблем «Садко»? – Больше 30-ти. – А связаны с ансамблем сколько? – О-о! Ансамбль создан в 1987 году. В то время я работал в посёлке Восток Приморского края Красноармейского района директором школы искусств. – То есть, в маленьком таёжном посёлке, на севере Приморья, была своя школа искусств. – Ну, Восток - не такой уж и маленький был, тогда там проживало 30 тысяч человек. – Вы ансамбль и создали? – В общем-то, да. Только инициатива была не моя. Был такой Вячеслав Карпов, директор Дворца культуры в посёлке Восток, это была его идея. При дворце культуры горно-обогатительного комбината мы и создали ансамбль народных инструментов «Садко». В его составе были профессиональные музыканты – педагоги нашей школы искусств. Мы становились лауреатами всесоюзных и всероссийских конкурсов и фестивалей народного творчества, были лауреатами премии Приморского комсомола, у нас было очень много титулов и наград. Выступали и на мировой регате, представляли Приморский край в Японии и не только край, но и весь Дальний Восток и Россию. – Сейчас коллектив в составе Приморской филармонии. – С филармонией мы, ансамбль «Садко», сотрудничали ещё когда работали в Востоке. А я сотрудничал с филармонией, ещё будучи студентом института искусств, и, работая уже в Востоке, выступал в филармонии как солист, так что сотрудничество наше никогда и не прекращалось. А в 1997 году я переехал во Владивосток. В 2010 году к нам на гастроли приехал Дмитрий Хворостовский с дирижёром Константином Орбеляном. Хворостовский выступал с нашим симфоническим оркестром, и ему были нужны народные инструменты. Вот тогда мы и возобновили состав «Садко». Дмитрию Хворостовскому мы аккомпанировали два раза, когда он приезжал в Приморье. Затем играли с акт-проектом «Тенора XXI века», потом я один выступал с ними. Играли мы и с великолепной исполнительницей народных песен народной артисткой России Натальей Банновой. – Что Вы можете сказать о нынешнем коллективе «Садко»? – У нас в ансамбле сейчас играют музыканты высочайшего класса, лучшие музыканты-народники Дальнего Востока. – В прошлом году ансамбль «Садко» участвовал в фестивале «Музыка России». – Это международный фестиваль оркестров народной музыки, «Садко» был единственным ансамблем из России, принявшем в нём участие. Нас пригласили дать показательное выступление, и мы представили Дальний Восток, и, конечно же, дальневосточную музыку, наших дальневосточных композиторов. – Чьи произведения исполняли? – Александра Терентьевича Гончаренко, это наш, приморский, композитор, сейчас он живёт в Санкт-Петербурге. Некоторые произведения он написал специально для меня, я их играл соло, а на некоторые из них сделал переложение для ансамбля, их мы играли в Москве. Ещё у нас на фестивале была премьера. Впервые в России мы исполнили произведение знаменитого филлипинского композитора, госпожи Рио Паблико «Герои Кордильер». С ней я познакомился в Сеуле, на пишет для хоров и в мире очень известна, её хор взял первое место на конкурсе Паваротти. И она прислала мне своё произведение, притом отдала все права. Эта музыка, которую не знают в России, и право её играть имеем только мы. – Один из участников ансамбля «Садко» о подготовке к выступлению в Москве сказал: «Если сказать, что мы много репетировали, то это ничего ни сказать». Как Вы готовили свой ансамбль, что для Вас главное? – Прежде всего – чувство локтя. Потому что ансамбль, это общее дыхание – мы должны дышать как единый организм, тогда это ансамбль, и я считаю, что мы этого достигли. И, конечно же, это качество исполнения – звукоизвлечение. Я предпочитаю, чтобы ансамбль звучал мягко, русские народные инструменты - это певучие инструменты, и когда на них начинают трещать, утрировать звук, это уже не русские народные инструменты. Баян – песня. Какая песня без баяна, так поётся. Домбра русский инструмент, я уже не говорю о балалаечке, которая действительно, уж если заиграет – за душу хватает. Всё это мягко должно звучать. А подспудно, конечно, учили этому ударника, чтобы он играл мягко, потому что не каждый ударник может сыграть с ансамблем народных инструментов или оркестром. И мы всё сделали. Ребята занимались каждый день, мы по многу часов отшлифовывали каждое произведение. На каждое произведение у меня был разработан план, что и как сделать, чтобы у нашего коллектива была отличительная черта, чтобы в Москве мы сыграли не как все. – Сколько сейчас музыкантов в ансамбле? – Четыре народника, ударник и исполнительница народных песен. – У вас ансамбль русских народных инструментов и ударник. Почему? – Современная жизнь совершенно другая. Сейчас надо добавлять не только ударные русские-народные инструменты – ложки, поварёшки, но и перкуссию и всё остальное. Чтобы ансамбль звучал, нужен ритм и объём, нужны другие ракурсы. Русские народные инструменты, они нежные, певучие и им порой не хватает ритмической стимуляции. Вот эту ритмическую структуру мы и добавили в коллектив, и получился великолепный синтез – ансамбль хорошо звучит. – Есть ли у вас мечта? – Мечта? Есть, некоторые моменты ещё остались. – А основная мечта уже исполнилась? – Да. Давно. – Можете поделиться? – Мой папа, он всегда мечтал, чтобы его сын получил звание заслуженного артиста. Заслуженного работника культуры я получил в 29 лет, наверно, я был самый молодой в России, получивший это звание. А потом я получил и звание заслуженного артиста. – Отец Ваш музыкант? – Нет. Отец мой рабочий. Но он пел, играл на баяне. Мне повезло, у него были друзья выдающиеся музыканты. Основное время мы жили в Комсомольске-на-Амуре, а родом я из Сибири, из Новокузнецка, раньше он назывался Сталинск. Знаменитый танцор Владимир Шубарин друг моего отца, они из одного места родом. (В. Шубарин – залуженный артист, степист, один из самых известных в СССР танцоров – прим. ред.) – То есть стать заслуженным артистом - это была мечта вашего отца, а лично Ваша? – Я всегда мечтал стать военным. В музыкальное училище поехал поступать в 14 лет только благодаря своему другу. – Военным? Неожиданно. – Да. Только военным, для этого и спортом занимался. – Каким видом? – Боксом. В секции в Комсомольске-на-Амуре. – А почему не пошли в военное училище? – Увлёкся музыкой, интересно стало. И как-то пошло: баян, баян. – То есть, это баян сказал: «Я тебя выбираю»? – Это отец сказал: «Ты выбрал баян». Он и купил мне хороший, по тем временам, баян «Юпитер». – Не жалеете, что не выбрали карьеру военного? – Жалею. В музыке я добился многого, но и там бы добился многого. – Всё же вернусь к мечте, сейчас она у Вас есть? – Да. Конечно. – Поделитесь? – Её надо исполнить, и потом уже можно будет говорить. – Расскажите потом? – Обязательно.