Дружить нельзя враждовать. Почему соперничали Моцарт и Сальери
Между двумя композиторами правда существовало соперничество — ему способствовало и их происхождение, и воспитание, и творческий путь, который им пришлось пройти, чтобы добиться признания. Отец Моцарта, распознав в сыне еще в раннем возрасте тягу к искусству, начинает усиленно заниматься с ним на скрипке, преподавать теорию, композицию, помогать в сочинении музыки. Результат превосходит ожидания: уже в десять лет Моцарт представляет свою первую оперу "Аполлон и Гиацинт", вовсю гастролирует по царским дворцам и становится любимцем в высшем обществе. Помогала и внешность — белокурый розовощекий Моцарт правда походил на маленького ангелочка. Из Антонио Сальери, который был старше Моцарта всего на шесть лет, никто не собирался делать музыкального вундеркинда. Его семья была довольно зажиточной, родители не имели к музыке никакого отношения: насколько известно, отец будущего композитора торговал колбасой. Но так выходит (это нужно для полного интеллигентного воспитания), что Антонио Сальери оказывается в учениках у одного из величайших и крупнейших скрипичных виртуозов XVIII века Джузеппе Тартини, а на клавесине его берется обучать воспитанник не менее известного органиста падре Мартини — Джузеппе Симони. Сальери старался, но особых талантов не проявлял. В 14 лет он остался сиротой и оказался в семье друзей его отца — богатом аристократическом доме в Венеции, где начал заниматься композицией. Чуть позже вместе со своим будущим учителем Флорианом Гассманом, придворным композитором короля Германии Иосифа II, отправился в Вену. Короче говоря, пока Моцарт покорял высшее общество своим обаянием, харизмой и уникальными способностями, Сальери равномерно, с трудолюбием, не разгибая спины постигал искусство. Свое первое произведение, которое он показал публике, Антонио написал в 21 год, и оно сразу получило признание, как и следующая комедийная опера. К этому времени юный музыкант овладел всеми популярными тогда жанрами — концертами, мессами, драматическими формами. Его слава прокатилась по всей Европе, даже дошла до России: в 1774 году в Петербурге была поставлена опера Сальери "Освобожденный Иерусалим" по поэме Торквато Тассо. В 24 года Сальери становится придворным композитором камерной музыки и капельмейстером итальянской оперной труппы (у короля Германии на службе, между прочим). Моцарт же к тому времени уже четыре года живет в Италии (судьба будто так и пытается развести их в разные стороны). В Милане ставится его опера "Митридат, царь Понтийский", которую принимают с большим успехом, там же он пишет еще три оперы, две мессы, офферторий и множество камерных и фортепианных сочинений. Да, Моцарт отличался просто какой-то нечеловеческой продуктивностью. В обществе даже ходили легенды, что он может сесть за клавесин и с ходу написать целое произведение на любой предложенный мотив. Так вот, если Сальери спокойно писал произведения для царской публики, Моцарт, оказавшись на службе у архиепископа Зальцбургского, чувствовал себя слугой. Ему не нравилось, что приходилось иногда посвящать себя сочинениям, что его не привлекали. Его возмутил тот факт, что, когда он задержался во время своей поездки в Мюнхен, архиепископ приказал ему срочно вернуться назад. В итоге композитор разрывает с ним все отношения, остается без работы, денег, а еще — навлекает на себя гнев отца, которого на самом деле очень боится. После этих событий Моцарт переезжает в Вену. Несмотря на то что Моцарт многим нравился и часто веселил светское общество вечерами, в отличие от Сальери он в свое время был очень недооцененным музыкантом. Частенько Амадею приходилось самому добиваться возможности что-то поставить или исполнить, пока у Антонию все карты были на руках. Когда Моцарт покидает свою должность, ему приходится браться буквально за любую работу, любой заказ, лишь бы заработать хоть что-то. Несмотря на свой добродушный и веселый характер, у немца было много поводов позавидовать старшему коллеге, тем более что его отец во многом потворствовал этому: несостоявшийся музыкант Моцарт-старший мечтал о покорении мира искусства через своего ребенка. Потому и частенько высказывался некрасивыми словами в адрес итальянского композитора. Так родилось соперничество между Моцартом и Сальери, которое доходило до смешного. Например, в одном конце дворца могли ставить оперу одного композитора, а в другом, в то же самое время, — другого. В то время была популярная забава — светское общество любило вечерами собираться на музыкальные вечера (где, кстати, в основном и проходили премьеры произведений), послушать музыку и пообщаться. Там-то частенько и происходили их творческие стычки. Оба композитора признавали одаренность соперника. Они не пытались оклеветать и унизить друг друга. Моцарт и Сальери сражались за положение в обществе. В целом оперы Сальери ставились гораздо чаще, чем Моцарта (на работы немца, особенно не комические или написанные на неизвестный сюжет, не было спроса, поскольку в труппе боялись, что на такую постановку никто не придет), его произведения имели больший успех, кроме того, и сам композитор был более рукопожатным, пока Моцарт имел репутацию легкомысленного и ненадежного человека. Этому поспособствовал по большей части уход со службы. Тогда все музыканты обязательно находились у кого-то при дворе, никакого фриланса не допускали. Сальери разбирался во вкусах публики и понимал, что ей нужно. Опера тогда была несколько другим жанром, чем сейчас, не всегда от нее ждали каких-то серьезных тем и сложных мелодий. Моцарт был своенравным. Он мог неприлично пошутить, любил высмеивать недалеких собеседников (независимо от их статуса и положения), писал музыкальные шутки. А еще — сочинял оперы, которые в те времена были довольно сомнительными для исполнения и постановки. Например, популярнейшая сейчас "Волшебная флейта" — первая опера на немецком языке. Тогда только итальянский язык считался идеальным и самым подходящим для пения. Моцарт же бросил вызов и написал оперу на своем родном немецком языке. Кстати, появление этого зингшпиля (Singspiel, в переводе с немецкого "пьеса с пением", такой драматический жанр) потом немного подпортило карьеру Сальери. Королю показалось, что зингшпиль скоро станет очень популярным направлением, и он принял решение закрыть итальянскую оперу у себя при дворце. Но это не оказалось визионерским решением, и Сальери вскоре вернулся на свое место. Получается, что ни Моцарт, ни Сальери не испытывали друг к другу каких-то супернегативных эмоций. Более того — итальянец зачастую относился к коллеге по-дружески. Их встречи, может, и иллюстрировали какую-то борьбу между ними, но всегда проходили с достоинством. Так как же и от чего все-таки умер Моцарт? Он с детства болел, и слабое здоровье сопровождало его всю жизнь. Он мог упасть в обморок во время очередной репетиции, слечь с лихорадкой, кроме того, тогдашний образ жизни (от алкоголя до кровопускания) не добавлял ему сил. Есть такая интересная романтическая легенда о его смерти (она, кстати, отлично показана в фильме Милоша Формана "Амадей"). В 1791 году осенью на пороге квартиры композитора появляется таинственный незнакомец, одетый в черное и скрывающий свое лицо. Человек заказал у Моцарта "Реквием" — погребальное сочинение. Моцарту всегда нужны были деньги, потому он и согласился. Чем больше он работал над произведением, тем слабее становился. Это замечали все вокруг. Кроме того, зловещий образ преследовал его, в лихорадке, в бреду он говорил своей супруге, что костлявая стоит на пороге и ждет лишь, когда он закончит свой magnum opus. Ему было столь плохо, что он уже не мог сам записывать ноты. Ему помогали то ученики, то супруга, в фильме даже сам Антонио Сальери. Все они писали за Моцартом музыку под диктовку, пока в декабре морозной ночью великий австрийский композитор не покинул этот мир. Ученые-медики, которые занимались этим вопросом, считают, что достоверно установить причины смерти Моцарта уже невозможно, но предполагают, что причиной могла стать хроническая суставная болезнь, усугубленная инфекционным заболеванием и кровопусканием, которым пытались спасти композитора. Кстати, установить личность заказчика "Реквиема" тоже не удалось. Получается, легенда об отравлении Моцарта — всего лишь романтическая легенда, которую вспоминают, говоря о ярых соперниках. Есть даже такой термин — синдром Сальери (это когда испытываешь неконтролируемую агрессию в адрес объекта своей зависти). Итальянец точно не собирался Моцарта травить, он порой даже восхищался талантом и произведениями немца и, наверное, единственный тогда понимал, насколько недооценено его дарование. Кадрия Садыкова