Художница из Твери расписала стену издательства в США
Уроженка Твери Елена Калькова сейчас учится в США. Начинающей художнице предложили расписать фасад крупного издательства в Кливленде. Получился интерактивный мурал, дающий пищу для размышлений. Мы поговорили с Леной о живописи, жизни в Америке, коронавирусе и роли искусства. Та работа на здании издательства в Кливленде стала продолжением и развитием первой - в Твери. Подобный мурал можно увидеть на фасаде магазина комиксов Geekys на Трёхсвятской, который художница обновила в прошлом году. И это пока единственный стрит-арт, который оставила в родном городе Елена. Фото сообщества "Geeky's | Tver Comics Shop". - Я бы с радостью поработала в Твери еще. Для дома всегда хочется делать больше. Особенно хочется поработать с музеями и архивами. Я сейчас читаю книгу "Documents of Contemporary Art: Archives", про работы художников в архивах. Надеюсь, мы когда-нибудь дойдем до того, что перестанем шарахаться от современного искусства и будем давать молодым художникам полный карт-бланш. Издательство в США Роспись фасада магазина комиксов в Твери помогла Елене поступить учиться в вуз в США и сделать свою первую крупную работу там. - Я жила в Кливленде. Совсем никого не знала, и мне нужно было нарабатывать портфолио с новыми проектами. Для поступления в магистратуру в том числе. Мне нужно было распечатать визитки, и я загуглила разные компании которые занимаются печатью, выбрала ту, которая мне понравилась больше и пошла. Оказалось у ребят очень крутой офис. Можете посмотреть их Инстаграм @hotcards. Я решила предложить им проект, как бы pro bono. Они мне контакты и пиар - а я им арт. Им понравилась эта идея, но в итоге они предложили сделать проект масштабнее, мы смотрели на разные части знания и в итоге сошлись на фасаде. Эта работа была задумана, как интерактивный мурал. На ней портреты разных исторических и известных личностей. И я рефлексировала на тему того, что если человек и биография на виду и в книгах - то это не значит, что автоматически нужно их героизировать (актуальная тема в связи с недавними событиями, да?). Нужно анализировать, развивать критическое мышление и всё подвергать сомнению. Вообще я считаю, что идеальных людей не бывает, все мы комбинация добра и зла, героизма и косяков каких-то. Ну, так вот, про портреты. Все персонажи парами. Антиподы, я бы сказала, хотя и над одинаковыми вещами работали. Например, Авраам Линкольн и Джордж Вашингтон, оба были великие политики, хотя один боролся за отмену рабства, а второй был рабовладельцем. Или, например, все проходят в школе кто такой Томас Эдисон, который любил, кстати, черный пиар и был хоть и гениален, но жесток, и, к тому же, редко кто вспоминает о вкладе Вестингауза и Теслы (не машины, Николы, естественно). В общем, работа о том, что историю нужно воспринимать скептически. Подразумевается, что зритель подходит к этому муралу и ищет антиподов или думает, в чём же здесь подвох. Ну, я надеюсь, - смеётся Елена. Художественное образование: Россия VS США Елена Калькова выросла на Пролетарке. Рисовать училась в ДХШ им. Серова. Художественную школу она закончили лет в 14, после чего занималась сама. Степень бакалавра Лена получила в ТГУ на факультете иностранных языков. - Во время учебы в университете, я пыталась учиться и развиваться сама. Хотя тогда я не очень понимала, кем хочу быть, как и многие в этом возрасте. Поэтому, я даже в течение некоторого времени работала преподавателем английского после окончания университета. Сейчас я в магистратуре в художественном вузе, занимаюсь любимым делом. Поэтому со временем всё встало на свои места. Девушка учится в Rhode Island School of Design в в городе Providence. Правда, в процессе учёбы живопись перестала занимать первое место среди её интересов. - До того как я поступила в магистратуру, моя практика в основном состояла из живописных работ и муралов. После поступления, в ходе работы с преподавателями, я поняла, что, наверное, это не совсем моё. Сейчас я больше интересуюсь концептуальным искусством, скульптурой и политической карикатурой. Во время карантина начала снимать на пленку и проявлять дома, чему безумно рада. А еще я пишу научные работы и статьи по искусству. Вот такая солянка. Возможно, когда-нибудь и к живописи вернусь, - поясняет девушка. Свой нынешний вуз Лена выбирала тщательно. Она долго изучала вопрос: следила за рейтингами, за преподавателями, работы которых ей нравились и были интересны, узнавала, где они преподают. - Идея пришла давно, я поняла, что мне хочется учиться в магистратуре и мне не интересно делать это в России. Такой выбор девушка сделала несмотря на то, что высшее образование в США стоит немалых денег. - Образование здесь только платное. Можно получить гранд, или все берут кредит на обучение (student loans). Я плачу за учебу частично из своего кармана, так как я работаю и учусь, частично у меня кредит и частично я получила стипендию. Это не ежемесячная выплата, как в Российских вузах, а просто гранд, который вычитается из общей суммы. Отвечая на вопрос, как отличается отношение к молодым художникам в России и США, Елена объясняет и причину, почему выбрала образование вдали от дома. - Отличается экономическая ситуация. Здесь можно выделить несколько факторов. Первый - это развитие регионов. В США можно найти хорошую резиденцию или работу, познакомится с интересными учеными, кураторами и другими художниками не живя в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе. Например, огромный музей, посвященный Энди Уорхолу, находится в Питтсбурге, это даже не региональный центр. Столица Пенсильвании - город Филадельфия. Соответственно такая инфраструктура обеспечивает рабочие места, пространства и рынок для художников. Не обязательно копить и переезжать в Нью-Йорк, чтобы развиваться, как профессионал. Второй момент - это вузы, которые тоже разбросаны по всей стране и притягивают к себе связи и мозги. Третий момент - это собственно капитализм. Рынок искусства не финансируется государством, соответственно таких моментов, как с Кириллом Серебренниковым не возникает. Четвертый фактор, это покупательная способность, у США много проблем, я не идеализирую, но уровень жизни на порядок выше, это факт. Соответственно, люди могут позволить тратить деньги и инвестировать в арт рынок. Ну и последний фактор, и при этом ключевой, - это свобода высказывания, конечно. Как развиваться когда бьют по рукам? В этом плане, мы достаточно травмированная нация. Нам еще много предстоит починить и переосмыслить. Переезд в США - В США я на пмж. У меня вид на жительство, так как мой партнёр - американец. Сейчас я учусь в магистратуре в городе Провиденс, работаю в музее искусств, ну и своими проектами тоже занимаюсь. Изначально план был такой: я переехала в Гон-Конг, чтобы накопить на образование в США. Но все пошло не по плану, точнее, не совсем по плану. Я влюбилась, вступила в брак и переехала. Мой партнёр - гражданин США. Коронавирус в США Сейчас мир очень усложнился из-за коронавируса. И самая тяжёлая ситуация по заболеваемости в США. Из-за пандемии Елена не смогла в этом году приехать в Россию. - Заболеть я не боюсь, так как я молодая, достаточно здоровая, у меня есть страховка. Но нужно понимать, что помимо меня есть люди вокруг, которым не так повезло. И я не хочу быть причиной их болезни, поэтому я соблюдаю социальную дистанцию, не выхожу без надобности из дома, не встречаюсь со знакомыми, только виртуально или в масках и с соблюдением расстояния. Паники у меня тоже нет, ну да, посижу дома, похожу в маске и не съезжу никуда, ну и что... Был один трудный момент, когда моя мама заболела COVID-19. Она находится в России, вот тогда помогла поддержка друзей и близких, как физическая, так и эмоциональная. Она, кстати, уже поправилась. Елена сейчас работает и учится онлайн. Из дома выходит только за продуктами и чтобы погулять с собакой. Собака Кая появилась у них с мужем год назад, они взяли её из приюта. Кая ведёт себя, как кошка: никогда не лает, подолгу сидит перед окном и очень любит играть с верёвкой. Иногда Елена с мужем и Каей выбираются на океан, и всегда при этом стараются держаться вдали от людей, часто моют руки и ходят в маске. Искусство Елена выделяет несколько художников из России, за кем ей интересно наблюдать. Среди них пока нет художников из Твери. - Из российских я люблю и слежу за Катрин Ненашевой, Таус Махачевой, Надеждой Толоконниковой, Тимой Радей и еще наверное 5-6 человек наберется в моём инстаграме. На вопрос о роли искусства, Елена отвечает так: Для меня искусство - это любимая работа и способ пригласить зрителей к диалогу, вместе порефлексировать или пережить какие-то эмоции. Что для вас искусство - я не знаю. Мне кажется, это очень личное и каждый выбирает для себя сам. Для человечества - есть философы которые писали и пишут об этом, тут я не компетентна отвечать, лучше почитать, например, Жака Рансьера, он много пишет про эстетику. Искусство - это способ быть в контакте с нашими эмоциями и, возможно, объединиться через это. Мы все очень разные, но набор эмоций испытываем примерно один. Мы радуемся, злимся, скорбим, волнуемся, влюбляемся и т.д. И через искусство мы можем разделить эти эмоции, прожить их, и лучше понять друг друга. Но это работает, только если искусство честное и не пропущенное через фильтры.