Лауреат Государственной премии СССР Владимир Аверин был почётным гражданином Железнодорожного

«Людям, чьих фамилий я не знаю» — так называлось некогда знаменитое стихотворение советского поэта Роберта Рождественского об изобретателях, работавших на «оборонку». В нём есть такие строки: Дорогие наши товарищи, лишь известностью не обеспеченные. Вам даются награды негласно. Рядом с нами вы. И не с нами. К счастью, о Владимире Фёдоровиче Аверине кое-что известно. Он родился в 1928 году в селе Вороново Рязанской области, ведущем свою историю с ХVI века. Ещё в 1860 году при сельской церкви была заведена небольшая, в 175 книг, библиотека, так что созданной советской властью школе было на что опереться, народ был грамотный. После окончания школы началась трудовая деятельность Владимира Фёдоровича. В годы Великой Отечественной войны он работал слесарем-лекальщиком на оборонном заводе в Москве. Столица внесла значительный вклад в победу в Великой Отечественной войне. Городские предприятия были огромной мастерской по производству военной техники. Перевод всех московских предприятий на военный режим произошёл уже на второй день войны — 23 июня 1941 года ими были получены новые задания по выпуску военной продукции. Машиностроительные и станкоинструментальные заводы перестроились быстрее всех. «Красный пролетарий» получил заказ на специальные станки, бомбы, мины и боеприпасы. На производство реактивных миномётов переключился «Компрессор». На заводе «Борец» начали изготавливать миномёты, снаряды для «катюш» и крупнокалиберных минометов. Без отрыва от производства Владимир Аверин окончил Московский машиностроительный техникум. Первые упоминания об этом учебном заведении относятся к 1928 году, когда на берегу Москвы-реки в старинном здании середины XIX века по распоряжению Московского отдела народного образования № 437 от 28 сентября 1928 года был открыт Рогожско-Симоновский вечерний техникум. «Почтовый ящик» — так именовали в советское время предприятия, выпускающие продукцию особого назначения, — где работал Владимир Фёдорович, в 1951 году был переведён в город Железнодорожный и вошёл в состав Научно-исследовательского технологического института, созданного по приказу № 102 Наркома боеприпасов от 19 апреля 1941 года. Всю войну завод № 530 выпускал капсюльные втулки для боеприпасов. В 1956 году В.Ф. Аверин был назначен начальником цеха, затем стал секретарём партбюро института. В 1961 году его избрали в первый состав исполкома Совета Железнодорожного, был он и депутатом Московского областного Совета. В июле 1963 года Аверина избрали председателем исполкома городского Совета народных депутатов города Железнодорожного. НИТИ им. П.И. Снегирёва (имя бывшего директора присвоено в 2005 году) было тогда и остаётся по сей день одним из ведущих предприятий страны в области разработки механических и электромеханических взрывателей широкой номенклатуры боеприпасов, находящихся на вооружении практически всех родов войск. За 75 лет деятельности НИТИ поставил в оборонную и другие отрасли более 5 тысяч единиц прогрессивного специализированного оборудования по ценам в несколько раз ниже мировых. С 1947 года предприятие уже специализируется на разработке взрывателей к реактивному вооружению и артиллерийским снарядам, а с начала шестидесятых переходит к более широкой номенклатуре боеприпасов и разработке современных технологий их изготовления. В течение трёх лет, с 1967-го по 1970-й, Владимир Фёдорович Аверин был заместителем директора этого стратегического предприятия, которое является ассоциированным членом Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Разработки предприятия получили 23 патента и более тысячи авторских свидетельств на изобретения, в 16 стран мира передано 42 лицензии собственных разработок. В 1970 году Владимир Фёдорович удостаивается звания «Заслуженный машиностроитель СССР». По понятным причинам мы знать не знаем, за какие именно изобретения. Но факт, что в том же году он становится заместителем начальника Главного управления Министерства машиностроения СССР, говорит о многом. Даже сегодня разработчики сайта министерства на запросы любопытных отвечают: «К сожалению, ссылку на тома истории Министерства среднего машиностроения СССР дать не можем. У нашей ветеранской организации нет таких прав и возможностей. С надеждой на понимание…». Остается гадать, в каком из восемнадцати главных управлений работал Владимир Фёдорович. Предприятия министерства занимались разработкой и изготовлением ядерного оружия, проектированием и строительством транспортных средств с атомными двигательными установками: ледоколов, подводных лодок, военных судов, космических ракет и самолётов, а также производством радиоизотопных приборов и аппаратуры, строительством атомных станций. С 1974 по 1989 год Владимир Фёдорович Аверин — начальник производства в НИТИ. В этот период он становится лауреатом Государственной премии СССР, награждён орденами «Знак Почёта» и Трудового Красного Знамени. 19 сентября 1996 года, незадолго до кончины, постановлением главы города № 1564 В.Ф. Аверин был удостоен звания «Почётный гражданин города Железнодорожный». В интернете удалось найти описания авторских свидетельств четырёх патентов, автором которых является Владимир Фёдорович. Это «Герметичный корпус», «Устройство для вакуумирования пресс-формы литья под давлением» (металлов и сплавов — ББ) и два патента на изобретения, касающиеся двигателя внутреннего сгорания, — одно упрощает конструкцию, другое позволяет «повысить герметичность рабочей камеры и надёжность уплотнений». Сугубо гражданские патенты. Наверное, изобреталось «в перерывах» основной работы. И снова вспоминаются строки Рождественского: Сколько б вы напридумали разного! Очень нужного и удивительного! Вы-то знаете, что для разума никаких границ не предвидено… Святослав Коновалов

Лауреат Государственной премии СССР Владимир Аверин был почётным гражданином Железнодорожного
© Большая Балашиха