В поисках Утопии, тигриного рыка и пандусов
Поиск корнейОсновным поставщиком авторов в Приморье является арт-резиденция «Заря», функционирующая при одноимённом Центре современного искусства во Владивостоке, — она была открыта в 2014 году, и за шесть лет в ней реализовано уже более 90 проектов. Для ЦСИ это выразилось более чем в 150 работах — и ещё 400 материалов, включая записи лекций и перформансов, лежат в архиве.География резиденции довольно обширна и включает в себя 21 страну, причём не только территориально близкую региону Азию, но и Европу, и, например, Канаду. Организаторы особо подчёркивают, что проект резидента должен включать в себя исследование и осмысление местного контекста — так что приобщаться к приморской действительности приходится даже иностранцам.Впрочем, некоторых из них на Дальний Восток привело нечто более личное, чем художественная практика, — возможность прикоснуться к семейным корням.Так произошло с Лилли Хаапала из Финляндии — в 1868 году ее родственник, Эрик Кнаапе, был в числе примерно полусотни переселенцев, которые прибыли в Приморье для строительства коммунистической утопии. Через полтора века уже сама Лилли, вместе с оператором Юри Яласмаки, в рамках проекта Searching For Utopia прибыла в Приморье, чтобы отыскать следы той группы. До Дальнего Востока они добирались на поезде через всю Россию (кстати, весьма популярное средство передвижения у европейских авторов — например, это обязательное условие для программы обмена с финской резиденцией HIAP, в которой участвует «Заря», а в 2013 году во Владивосток из Норвегии таким образом прибыла съёмочная группа документального фильма «Каренина и я»), а после продолжили поиски в Находке и на полуострове Песчаный.Своё путешествие исследователи представили в виде настольной игры, сделанной по образу другой — «Звезда Африки» (изданной в Финляндии в 1951 году). На карте можно найти пункт отправления (город Турку), ветку Транссиба и Приморье — которое тут превосходит в размерах всю Евразию и Африку, вместе взятые. Игроку предлагается повторить путь переселенцев и их последователей, однако сделать это непросто, ведь ход истории тут может измениться с каждым броском кубика.Другим глубоко личным переживанием стал приезд в арт-резиденцию канадских исследователей Китти Майкки и Лэнса Белангера. Китти — потомок семьи Бринеров, одних из первостроителей Владивостока. Темой резиденции творческого дуэта должны были стать изучение роли женщин в роду Бринеров (говоря о котором, обычно вспоминают мужчин) и история Дальневосточной торговой компании, у истоков которой стоял прадед Китти. Однако из-за технических неполадок довести эти проекты до публичной презентации не удалось. Одна историяЕщё одна тема, специфичная для авторов из Кореи и Китая, — история отношений их стран с Приморьем. Так, первый китайский резидент «Зари», фотограф Ма Хайцзяо, написал на плакатах фразу «И самое большое зло, которое может сделать для нас нация, — это уйти отсюда разом», развесил их в лесу и сфотографировал.Получившаяся серия отсылает к истории китайской диаспоры в регионе — китайцы жили в Приморье ещё до основания Владивостока, однако в 30-е годы ХХ века политика властей изменилась, и их депортировали. Сама фраза взята из работы местных краеведов, посвящённой в том числе вовлечённости диаспоры в жизнь края. Однако в трактовке Ма Хайцзяо «китайцы» заменены на абстрактную «нацию», чтобы показать, что потеря любой такой группы людей для территории — невосполнима.В отличие от китайского коллеги, фотограф из Сеула Хон Джинхвон вообще не использовал в своей работе никаких слов — ни русских, ни корейских. Его выставка называлась просто: ✈☆☂☞☭☺♕⚒♖♘☃♡♬✞⚔ (в этом наборе эмодзи он отразил ситуацию, в которой ему пришлось работать: без знания русского языка и с использованием автоматического переводчика). Предметом интереса автора стала площадь Борцов Революции (центр Владивостока) и расположенный на ней памятник «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке». Советская власть в регионе была установлена в 1922 году, а через 15 лет, в 1937 году, отсюда началась депортация корейцев, многие из которых были политическими беженцами.В восприятии Хон Джинхвона следы обеих этих историй до сих пор сосредоточены на центральной площади. Он долго наблюдал за её нынешней повседневностью и убедился в изменении её роли — в сторону торговли и туризма. Художник признался, что не смог принять этот факт до конца.Результатом его резиденции стала не только фотовыставка, но и «одноимённая» художественная повесть — первый его литературный опыт. Автобусы, лестницы и многоэтажкиТемы, актуальные для большинства жителей Владивостока, — частые пробки и другие недочёты местной инфраструктуры. Приезжие авторы — как зарубежные, так и отечественные — тоже не проходят мимо и, как правило, отражают эти вопросы в своих работах с долей иронии. Результат потом ещё долго обсуждают в СМИ и соцсетях, тем самым давая местной власти дополнительную мотивацию для работы.Известный по работе в Екатеринбурге уличный художник Слава ПТРК нарисовал для «Зари» граффити с тигром и тигрицей, а в свободное время украсил несколько городских лестниц грозными изображениями гипсов и летящих вниз детских и инвалидных колясок. В первом случае автор критикует осыпающиеся ступени, а во втором — отсутствие пандусов для маломобильных групп населения.Владивосток — город сопок, и лестниц на улицах тут хватает: на одной из них, тянущейся вдоль склона у СИЗО, Слава ПТРК изобразил пальцы, сложенные пистолетиком, — на верхней и нижней частях сооружения. Подпись в Instagram художника гласила: «Опасной лестнице — агрессивные рисунки» (имеется в виду крутость и длина лестницы).Немецкий художник EVOL был во Владивостоке в 2017 году: после него в городе остались его фирменные «панельки» — бетонные блоки и электрощитки, превращённые им в подобие настоящих жилых домов с помощью красок и трафарета. Такой метод позволяет автору сохранить «текстуру» объекта — изображения окон и балконов наносятся с учётом уже имеющихся объявлений (и их остатков) и рисунков других представителей стрит-арта. В итоге то, что должно было стать критикой типовой застройки, ушло в народ и стало поводом для бесчисленных шуток, а расположенные в центре города объекты достаточно долго оставались в первоначальном виде, избегая внимания граффитчиков и сотрудников коммунальных служб.Но самым ярким примером «инфраструктурной» темы в работах современных художников стал проект «Он сказал: «Приехали!» студентов магистратуры цифрового искусства ДВФУ: в 2018 году четверо молодых людей попытались пересечь мост через бухту Золотой Рог, «замаскировавшись» под автобус 15-го маршрута (идёт из центра города до кампуса ДВФУ, по обоим мостам). Непосредственно на выходе на проезжую часть их остановил охранник и повернул в обратную сторону.Целью проекта было обратить внимание общества на проблему дискриминации пешеходов: из-за недостаточной, по мнению прокуратуры, ширины технических проходов по сторонам моста его пересечение с 2015 года разрешено только автомобилям. Поэтому участники группы «4Ж», представляющие Приморье и Екатеринбург, решили сами стать транспортным средством: автобусный корпус они собирали из фанеры.Результат разлетелся по местным и федеральным СМИ, попал в выпуски новостей по всему свету. Структуры, ответственные за охрану моста, признали, что нарушения закона в действиях художников не было. Звуки городаПожалуй, самым необычным объектом интереса заезжих художников и исследователей в Приморье является… звук. Студенты магистратуры цифрового искусства записывали естественный фон в заброшенной грязелечебнице в пригороде Владивостока, в местном храме, на маяке в процессе работы и на стоящих на приколе судах.Но по масштабу задумки всех их превзошёл кипрский композитор Мариос Иоанну Элиа, который был резидентом «Зари» в 2017 году: он создал аудиовизуальный портрет всего города — фильм «Звуки Владивостока».Цифры проекта поражают: для шестиминутного видео сделали более 600 записей, всего в его производстве приняли участие около 350 музыкантов (из них восемь дирижёров) и 20 коллективов (включая академический и детский хоры, симфонический оркестр, ансамбль корейских барабанщиков и другие). В ролике можно увидеть самого композитора на льду залива Петра Великого — температура воздуха в тот момент составляла -150С. Идею совместить видео с аудио Мариос объясняет тем, что он пытался поставить своего рода современный спектакль, с Владивостоком в главной роли. Элементы, которые сложно захватить с помощью одной только звуковой составляющей, зритель воспринимает через визуальное изображение локаций и объектов, и наоборот. В кадр попали работа порта, военные корабли, служба в Покровском соборе, знаковые для Владивостока тигр и мосты.Кстати, места для съёмок помогали подбирать сами жители — десятки горожан делились локациями и даже скидывали записанные там образцы звука. Сам автор проекта говорит о Владивостоке следующее: «Этот город неповторим, ему нет подобных во всём мире — с точки зрения его истории, географии, визуальной и акустической эстетики и, конечно, людей, населяющих его. В нём жив дух его прошлого».