Арт-кластер не ноутбук. Разом не перенесешь
В Екатеринбурге закрывается "Двор культуры и труда" - уникальный коворкинг-центр, на протяжении многих лет предоставлявший крышу над головой "армии" художников, скульпторов, дизайнеров, музыкантов и создателей самобытных артефактов. Причина проста: собственнику помещений, где размещалось свыше 20 мастерских разного профиля, срочно потребовалось реставрировать здание – памятник истории, возведенный в середине XIX века. Посему арт-кластер решено выселить – в сжатые сроки и без предоставления альтернативных площадей. Корреспондент "Уралинформбюро" решил напоследок встретиться с обитателями "Двора", чтобы услышать их оценку происходящего и узнать о планах на будущее. "Двор культуры и труда" располагается в стенах легендарной Уральской золотосплавной химической лаборатории на углу улиц Первомайской и Горького. Во времена золотой лихорадки первой половины XIX века здесь производились слитки для санкт-петербургского Монетного двора. Фактически весь золотой фонд Российской империи тогда "ковался" в столице Урала, и неудивительно: ведь Березовский рудник был на тот момент единственным в стране месторождением самородного драгоценного металла. Время не пощадило лабораторию: сегодня ей действительно требуется капитальный "апгрейд". Нынешний хозяин площадки, компания "Брусника", выставляя художников на улицу, дала им на сборы критически мало времени: как утверждают сами обитатели "Двора", съехать им приказано до 15 августа. Причем "уведомление о выселении" художники получили только 21 июля и не от самой "Брусники", а от фирмы-арендатора ООО "Первомайская, 1", созданной в начале 2020 года, когда застройщик купил здание лаборатории у компании "Баден-Баден". Художник-гравер Иван Трикин до сих пор в шоке от происходящего. Ведь при прежнем собственнике здания договоры субаренды с обитателями "Двора" исправно заключались на полугодовой срок, а затем так же исправно их действие продлевалось. Более того: в начале июля художникам дали на подпись дополнительное соглашение, в соответствии с которым они могут пользоваться помещениями лаборатории до конца сентября... "Так быстро переехать нереально даже отдельно взятым мастерам, не говоря уже обо всем арт-кластере, - негодует Иван. - Мы не офисные работники, нам недостаточно просто взять свой ноутбук и перейти в другой кабинет. Ведь помещения, которые нам нужны, довольно специфические: кому-то для работы нужна вода, кому-то электроэнергия, кому-то определенное расположение комнаты по сторонам света", - поясняет он. Что правда, то правда: мастерскую живописца не совместить с ателье брадобрея, а студию мастера-витражника – со сварочным цехом. Кстати, такой цех во "Дворе" тоже есть. В нем ежедневно колдует над металлом Андрей Зеленин – как он сам себя называет, "свободный художник". Свободный художник по металлу Андрей Зеленин. За его спиной - бронированная дверь в "комнату-сейф" XIX века Андрей занимается изготовлением весьма широкого спектра металлоизделий: каркасы для межкомнатных перегородок и мебели, пожарные и коттеджные лестницы, арт-объекты для улиц города. В его шумной каморке все дышит историей места – включая бронированную дверь, ведущую в комнату-сейф, где в царские времена хранились клейменые золотые слитки. Реставратор старинной мебели Максим Гамбс По соседству расположена мастерская столяра Максима Гамбса, специализирующегося на реставрации старинной мебели. Рядом – "исторический" барбершоп, где посетителю по его заказу сделают прическу любой эпохи, от периода нуара 1930-х до галантного века плащей и шпаг. Главный по "BEAT/овке" звукооператор Андрей Агеев Если выйти во двор, можно увидеть скромный пристрой с наличниками под старину, где творит свое негромкое волшебство студия "BEAT/овка". Ее профиль – молодые музыканты, работающие в самых разных стилях, от хип-хопа и техно до фольклора. Скульптор Дмитрий Бородин В соседнем подъезде находится царство глины, гипса и бронзы - студия скульпторов Бородиных. Братья Бородины - известные мастера монументальной скульптуры. Памятники Сергею Кирову и горняцкой славе в Березовском, первый в России монумент генералу Ивану Федюнинскому в Тюмени, Аллея Славы в Ирбите – в прямом смысле слова их рук дело. Экскурсию по мастерской Бородиных для "Уралинформбюро" провел мастер витража Александр Гедз, чьи работы также хорошо известны в Екатеринбурге. Например, "магический фонарь" (на фото ниже), работающий на светодиодах, был презентован горожанам в рамках фестиваля "Не Темно-2019". Мастер витража Александр Гедз Одна из творческих "изюминок" Александра – безотходное производство: оставшиеся от монтажа витражей фрагменты стекла он не выбрасывает, а отдает своей коллеге по "Двору", фотографу и графическому дизайнеру Марии Кутниковой. Зачем фотографу "стекляшки"? Для создания артефактов, в которых использована сложная и популярная в мире высокой моды техника цианотипии. Работа Марии Кутниковой в технике цианотипии Цианотипия старше фотографии: она изобретена в 1842 году. Суть работы в этой технике упрощенно напоминает нанесение принта на ткань, в результате на полотне получается рисунок в необычном морозно-голубом оттенке. Для работ Мария использует "возрастные" ткани: фланели и узбекский хлопок, произведенные еще в прошлом веке, старинное домотканное полотно и даже материалы из конопли (что по нынешним временам настоящий раритет). Графический дизайнер Мария Кутникова "Мастерские были для меня очень уютным местом силы, в котором я могла находиться и заниматься тем, что мне нравится, - признается Мария. - Это давало огромную синергию с остальными, потому что многие проекты здесь рождались в сотрудничестве с другими участниками "Двора". "Были", "рождались", "давали". Теперь обитатели "Двора" говорят о своем братстве в прошедшем времени. "Нам уезжать некуда", - вздыхают они. И дело не в отсутствии вариантов для новоселья – они-то как раз есть. Например, можно переместиться в Музей истории Екатеринбурга или на одну из площадок Свердловской киностудии. Соответствующие переговоры уже ведутся и, не исключено, завершатся успехом. Но "приютить" новые арендодатели смогут от силы две-три мастерские, "союз творцов" при этом распадется. Полный список участников Уральской золотосплавной лаборатории "Мы не хотим конфликта с "Брусникой", наоборот ищем пути сотрудничества, даже готовы помогать с реконструкцией здания. Но все наши попытки выйти с ними на диалог пока не увенчались успехом. Вот накануне должен был прийти замдиректора местного отделения компании. Обещал – но не приехал. В последний момент сказал, что у него важная встреча", - сетует Александр Гедз. Судя по всему, дел у "Брусники" в этом квартале действительно невпроворот. Так, на днях застройщик подписал с областным министерством инвестиций и развития соглашение о реновации методом "микс-девелопмента" еще одного памятника истории – дома фабриканта Злоказова (Пролетарская, 3). Уже известна стоимость превращения злоказовского особняка в "объект отдыха, туризма и прочего социально-культурного назначения" - порядка 150 миллионов рублей. Очевидно, условный барометр событий вокруг "Двора" не предвещает художникам ничего хорошего Забота о культурном наследии – дело, безусловно, благое. Только вот не нужно забывать, что наследие - это не только о древних камнях, но и о вполне живых творцах. "Брусника" неоднократно обещала создать при своих жилых комплексах арт-пространства для художников. Судьба "Двора культуры и труда" заставляет усомниться в чистосердечности этих благих намерений. Евгений СУСОРОВ