Войти в почту

Алла Шахматова: "Нашу коллекцию авангарда можно считать одним из брендов региона"

— Недавно в вашем музее прошел очередной мастер-класс, который провел известный украинский художник Роман Третьяков. Как появился этот проект в самарском художественном музее? — Вообще говоря, художник и пленэр — это классическое единство. Само слово пленэр французское и неслучайно, потому что практика работы художника на открытом воздухе появилась во Франции, когда промышленность шагнула вперед, появились тюбики для красок, и художники вышли писать на открытое пространство обнаженную материальность. Появились работы, пропитанные морем, ветром, дождем и снегом. Уж простите меня за образность, но я сама имею художественное образование, и для меня эта тема близкая и родная. Что касается проекта в нашем музее, то здесь вообще была забавная ситуация. У нас есть музейный двор, к которому все мы давно привыкли. Когда началась пандемия, и музей временно не работал, мы стали придумывать новые проекты. Я как-то стояла у окна и смотрела в наш двор. Тогда там был буквально склад каких-то временно ненужных для работы музея вещей. И вдруг вижу, что во двор выходит один из наших сотрудников и что-то там красит. Удивилась, как он туда попал. Вышла сама, глянула, и мы в этот же день решили превратить двор в арт-площадку, на которую можно приглашать различных художников и любителей, желающих попробовать себя в этом виде творчества. Силами музейщиков дворик почистили, привели его в подобающий вид. Там и проводим мастер-классы, которые действуют еще меньше месяца, но уже притягивает к себе как магнит — и художников, и тех людей, которые хотят рисовать. Мастер-классы проводим по субботам, в другие дни приглашаем детей. Последний мастер-класс проводил как раз Роман Третьяков, который приехал в Самару по нашему приглашению. Он заслуженный художник Украины, очень талантливый пленэрист, его хорошо знают в Москве, его работы есть в различных музеях. Третьяков прекрасный маринист, и мы писали море. Так что, можно сказать, оно плескалось у нас во дворе. После мастер-класса мы пригласили его в Ширяево. Мы очень любим наш филиал. 5 августа здесь проходит ежегодный праздник, как раз в день рождения Ильи Ефимовича Репина, который здесь какое-то время жил и писал своих "Бурлаков на Волге". В этом году этот праздник имеет особое значение. 150 лет назад Илья Репин вместе с художниками Федором Васильевым и Евгением Макаровым ходили по Волге и искали самое красивое место. Нашли его у нас, в Ширяево, и именно здесь они отпраздновали день рождения Ильи Ефимовича. Известна его книга "Далекое и близкое", в которой "Бурлакам на Волге" посвящена целая глава. Такая вот история. — Ваш музейный комплекс в Ширяево уже известен чуть ли не всей стране. Как он создавался? — Ему уже 30 лет, и создавала его Анетта Яковлевна Басс, которую я считаю своим учителем и путеводителем буквально во всем. В Ширяево она принимала нашего президента. Тогда об этом много писали, были сюжеты по телевидению, и именно тогда, я думаю, начался новый этап развития этого славного места. И мне кажется, что эта история должна иметь свое прекрасное продолжение. Есть возможность расширить этот комплекс. Я мечтаю выстроить там салон, большой гостевой дом, чтобы туда приезжали художники, работали, проводили свои мастер-классы — особый волжский пленэр российского уровня. У нас есть хороший проект с руководством Приволжского федерального округа и Куйбышевской железной дорогой. Фирменный поезд "Жигули" привозит гостей из столицы. Сначала — знакомство с городом, музеем, потом гости плывут в Ширяево, там у них проходит пленэр, после чего они возвращаются в город. Это так и называется "Поезд на пленэр". О поддержке, которую нам оказывает РЖД стоит сказать особо. У нас с ними есть, я считаю просто гениальный проект. В нашем музее роскошное собрание авангарда, так называемого спасенного авангарда. В 1956 году был приказ все авангардистские работы уничтожить. Но силами нашего директора Аршака Михраняна, Анетты Басс и всех сотрудников эти работы были просто спрятаны. Потом приказ аннулировали, а авангард остался. Настоящие музейщики не могли его пустить под нож. Поэтому мы и называем его спасенным. Коллекция богатейшая - Аристарх Лентулов, Ольга Розанова, Казимир Малевич. Эту коллекцию можно считать одним из брендов нашего региона, как и фирменный поезд "Жигули". Вот и решили мы эти бренды объединить. В "Жигулях" сделали потрясающий вагон, который называется "Жигули" в авангарде". В нем переделаны и очень стильно оформлены все купе. Есть купе Малевича, купе Розановой. Покупаете билет на поезд и вдруг попадаете в купе Давида Бурлюка. Вам выдаются наушники, слушаете рассказ о жизни и творчестве Бурлюка, о нашем музее. Там же предлагаются билеты в Самарский областной художественный музей. Получается такая интересная тематическая поездка. На самом деле, это эксперимент, но мне кажется, это полезная история. — Какие еще проекты вы бы отметили? — У нас много проектов, и мы стараемся их активно развивать. Появился виртуальный тематический лекторий. Программу про авангард, о котором я только что сказала, ведет Татьяна Анатольевна Петрова. Есть проект "Художник и слово". Ведь многие художники не только создавали полотна, но еще и прекрасно писали. Например, Константин Коровин. У нас запущен проект "Запад есть Запад, Восток есть Восток". Каждое утро во всех сетях, где мы есть, например, "Вконтакте", Твиттере, желаем всем доброго дня и выставляем одну из работ нашего музея. Очень востребованный проект, и я наблюдаю, как некоторые музейщики эту идею подхватили и тоже начали использовать, внося какие-то свои форматы. Еще в преддверии 75-летия победы сотрудники, гости музея, дети сотрудников читали стихи о войне. Все это было очень искренне, по-доброму. Нам нравится этим заниматься, и, что важно, это не прошло незамеченным. Есть такая институция "Гараж", по заданию от известного журнала "Форбс" они оценивали работу всех крупных музеев страны. В результате Самарский художественный музей получил очень высокую оценку, и про нас даже написали. — Вы сказали, что мастер-классы проводятся во внутреннем дворе музея. Вы дальше его будете расширять и благоустраивать? Там еще что-то появится? — Конечно. Мы планируем сделать там лекторий, для этого установим специальный деревянный настил. Уже есть план лекций, которые согласилась читать доктор исторических наук, профессор Зоя Кобозева. Разработали программу "Экскурсии на подушках". В них мы будем рассказывать о неразрывной связи художников, меценатов, дарителей и музея. Познавательные прогулки будут начинаться от дверей нашего музея, затем выход в город для обзора, где жили художники Михайлов, Васильев, или размещалась мастерская известного художника Федора Бурова, к которому частенько заходил Ленин, когда жил в Самаре. Обязательно будем показывать дом очень известных меценатов и коллекционеров Шихобаловых, а потом возвращаться в наш лекторий, на подушки, которые положим на том самом деревянном настиле в нашем дворе. — Вы это все сами придумали? — Историю с такими экскурсиями придумали с известным в Самаре человеком Валерием Мокштадтом, который нам всегда охотно помогает. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы он этот проект и вел. Посмотрим. Одним словом, проектов и планов у нас много. Грядет 170-летие образования Самарской губернии, и к это дате мы тоже готовимся. На данном этапе проходит подготовительный цикл программы, запланированной на 3 августа — открытие выставки картин, которые нашему музею подарил Владимир Евгеньевич Аветисян. Прекрасные работы достаточно известных художников. Самара всегда была богата на меценатов, и вот Владимир Евгеньевич очень гармонично вошел в этот славный ряд. — Картины выставляются только в залах художественного музея? — Выставочная площадка есть и в Ширяево. Там представлены работы современных художников. Конечно, экспозиционных пространств однозначно не хватает. Надеюсь, у нас в свое время будет еще и дом Шихобаловых. — В самом музее большая экспозиция? — Здесь где-то пять процентов от фондов. Но мы постоянно делаем выставки, в которых участвуют и работы из запасников. Картины должны жить. У нас есть Мраморный зал, лучшее выставочное пространство в городе, и, конечно, когда приезжают Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, их полотна выставляются у нас. Постоянно принимаем участие в знаковых проектах. Если говорить о сотрудничестве с Третьяковской галереей, то в этом году мы будем участвовать в выставке работ передвижников. Это будет приурочено к 150-летию создания этого известного объединения русских художников. Мы под эту экспозицию подготовили зал, но выставку пришлось переносить на более поздний срок из-за всем известной ситуации. — Вы уже сказали, что работы из фонда музея, из его запасников участвуют в различных выставках. Например… — В прошлом году мы приняли приглашение участвовать в проекте "Резидент", который курирует лично мэр столицы Сергей Собянин. На ВДНХ, в павильоне "Рабочий и колхозница" мы представили собрание из 130 наших работ. Все было очень стильно оформлено, и по версии столичных журналов это стало одним из знаковых культурных событий столицы. У нас ведь собрание уникальное — Репин, Айвазовский, Маковский, Ярошенко. Мы для той выставки что-то взяли из залов, что-то из запасников. У нас в музее советское искусство вообще не экспонируется, и как раз эти работы взяли из запасников. Интересные проекты нас связывают с Поволжскими музеями. Достаточно тесно контактируем с Нижегородским художественным музеем, имеющим федеральный статус. Они сейчас закрываются на реконструкцию и ремонт, и часть своих шедевров отдают нам. Вот они как раз и будут экспонироваться в Мраморном зале с 3 сентября. Желающих получить на время ремонта их картины было много, и я очень благодарна его директору Роману Жукарину, что наш художественный музей стал одним из первых в этом списке. Наша дружба с художественными музеями Поволжья началась давно, и ее очень укрепил проект "Великий Маковский". У нас есть свое прекрасное собрание работ Владимира, Константина и Александра Маковских, и мы решили обратиться к другим музеям, чтобы они предоставили свои картины этих художников. Выставку сделали на нашей площадке, в ней участвовали музеи Саратова, Ульяновска, Нижнего Новгорода. Это была большая работа для научных сотрудников. Самое главное, это дало возможность плодотворного общения с коллегами. После этой выставки нас пригласили уже в Саратов, мы давали своего Айвазовского. Всю эту работу начинала Анетта Яковлевна, и мне кажется, нам сейчас удается продолжать эту традицию. — Сейчас люди ходят в Художественный музей? — В период карантина мы были закрыты. Но была масса звонков, спрашивали: ну когда, когда открытие? Сейчас вроде бы многие ограничения сняты, но мы вынуждены отказывать туристическим фирмам, потому что нам пока не дают разрешение принимать в музее большие группы. В обычное время у нас в турбизнесе много партнеров. Например, "Спутник-Гермес", "Волга-Тур", которые летом водят своих туристов, и это очень хорошо. Но пока мы остаемся без туристов, а самарцы и гости города в музей, конечно, ходят. Вот, открыли выставку фотографий известного Владимира Емеца. Знаковый фотограф, который очень много снимал Владимира Высоцкого. Впереди у нас — Русский музей, Третьяковка, приезжает легендарный Михаил Пиотровский. Здесь спасибо надо сказать нашему губернатору Дмитрию Азарову. Мы давно готовили выставку нашего авангарда. Реставрировали, выпускали каталог. Она будет проходить в Мраморном зале, и называется "Уполномоченные Самарского ВХУТЕМАСа". А во время ее подготовки Дмитрий Азаров подписывает с Михаилом Пиотровским соглашение о сотрудничестве. Мне сразу же приходит запрос от нашего министра с предложением определить, что можно попросить из Эрмитажа. И возникает неожиданная идея привезти "Черный квадрат" Казимира Малевича. И у этой картины, скажем так, есть самарская история. Вначале ее у внучки Малевича купил Инкомбанк, потом она перешла к Владимиру Потанину, который подарил ее Эрмитажу. Мне кажется, это очень символично — мы выставляем свой авангард, и к нам в гости приезжает всемирно известный "Черный квадрат". — Насколько известно, у вашего музея больше 200 картин известного художника Валентина Пурыгина. Они будут выставляться? — Имеется проект создания музея Пурыгина. Есть здание Шихобаловых, и когда там закончится ремонт, планируется отвести два зала для работ Валентина Пурыгина. Хотим сделать там мемориальную часть, постоянную и сменную экспозиции. Такая идея есть, и думаю, мы обязательно ее осуществим. Для Самары Пурыгин — знаковая фигура, один из важных брендов. - Музей бюджетная организация, и понятно, что здесь трудно тягаться с той же Третьяковской галереей или Эрмитажем. Но наверняка есть какие-то люди, компании, которые поддерживают все ваши инициативы и проекты. Хотя, как правило, они это не особо и афишируют. — Вообще говоря, у меня есть желание создать попечительский совет в музее. Есть люди, готовые нам помогать, кто-то словом, кто-то делом и финансово. Их надо объединять, хотя время сейчас, конечно, непростое. Но я могу сказать, что когда есть какие-то хорошие проекты или инициативы, люди находятся. Могу смело поблагодарить Ольгу Суркову, Владимира Павловича Кузьмина, Сергея Романова. Это те люди, которые всегда нас поддерживают.

Алла Шахматова: "Нашу коллекцию авангарда можно считать одним из брендов региона"
© Волга Ньюс