Государево око рунета. Кто анализирует и отрабатывает политическую повестку
Недавно стало известно, что АНО «Диалог», которое делает социологические исследования для администрации президента, российского и московского правительства, станет межведомственным координатором, который будет заниматься верификацией потенциальных фейковых новостей и борьбой с их распространением. Но правда еще и в том, что «Диалог» уже несколько месяцев мониторит российский интернет и готовит аналитические записки для руководства страны, а региональным властям предоставляет рекомендации, как выходить из неприятных ситуаций с наименьшими репутационными потерями. Daily Storm рассказывает об организации, которая задумывалась как центр мониторинга и анализа эффективности обратной связи с москвичами, а стала всевидящим оком рунета. АНО «Диалог» была создана в ноябре 2019 года для мониторинга и анализа эффективности обратной связи с москвичами под эгидой московского правительства. Неофициально «Диалог» появилась еще летом, и уже тогда у компании были амбиции выйти на федеральный уровень. С регионами работали тоже с лета 2019 года. Позднее в Кремле приняли решение расширить охват деятельности «Диалога». В феврале стало известно, что организация будет отвечать за развитие цифровых платформ обратной связи с гражданами по всей России. Тогда же структуру возглавил бывший замначальника управления президента по общественным проектам (УОП) Алексей Гореславский. Уже в апреле 2020 года под эгидой АНО «Диалог» в коллаборации с Минкомсвязи и АНО «Цифровая экономика» в шести регионах были запущены тестовые центры управления регионами (ЦУРы). Замдиректора департамента Минкомсвязи по координации и реализации проектов по цифровой экономике Юрий Зарубин пояснил, что ключевая задача ЦУРов — это необходимость «обеспечить межведомственное и межуровневое взаимодействие органов власти и организаций, ориентируясь на потребности и проблемы населения и организаций, их максимально оперативное решение, а также постоянную оптимизацию, совершенствование существующих бизнес-процессов и административных процедур». Исполнительный директор АНО «Диалог» Владимир Туровцев отмечал, что еще предстоит работа с регионами в пилотном режиме для налаживания полнофункциональной работы ЦУРов. «В том числе связанная с настройкой бизнес-процессов, аудитом информационных систем, обучением работы в единой информационно-аналитической системе ЦУР России, внедрением методологии работы с сообщениями жителей с учетом опыта Москвы и Московской области, как это и обозначено в поручении президента России», — заметил он. Но помимо налаживания управленческих проектов, АНО «Диалог» занимается социологией. Сотрудники организации изучают российский сегмент интернета. С помощью нескольких платформ для мониторинга, одна из которых называется «Призма», сотрудники АНО присматривают за Сетью. Главной задачей аналитического отдела «Диалога» является мониторинг инфоповодов в СМИ и соцсетях. Интересующие аналитиков события, влияющие на общественно-политическую жизнь, описываются и получают свой цвет — так инфоповоды оценивают по уровню риска, вовлеченности аудитории, высказываниям лидеров мнений и ряду других показателей. На основе этих данных специалисты решают, как правильнее реагировать на тот или иной инфоповод, и отправляют свои записки руководителям регионов, в администрацию президента и/или в правительство. Такая близость к руководству государства делает АНО «Диалог» очень влиятельной структурой, которая до определенной степени может влиять на всю внутреннюю политику. В распоряжение Daily Storm попали примеры докладных и справок, по которым аналитики АНО «Диалог» оценивают те или иные происшествия в стране. Известно, что у компании есть две платформы для мониторинга интернета. Одна из них — «Призма» компании «Медиалогия». Она создавалась под думские и президентские выборы, именно «Призмой» пользовалось управление внутренней политики АП. Система анализирует более 60 миллионов источников информации в российском сегменте интернета и позволяет понять, какой отклик у людей вызывает та или иная новость. Мониторит «Диалог» и мессенджеры. Особый интерес вызывают Telegram и Viber. На вопрос, какими методами мониторят мессенджеры и обрабатывает данные, замруководителя аналитической службы АНО «Диалог» Тимофей Ви ответил, что мессенджеры для аналитиков все еще остаются серой зоной: «Сложно в эту историю попасть, а мессенджеры неохотно дают свои API». Но Ви заявил, что их организация нашла два способа «мерить некую общую температуру по больнице на основе тех данных, которые есть «в, скажем так, полуоткрытом доступе». О возможностях АНО «Диалог» по мониторингу интернета стало широко известно в июне 2020 года. Тогда Тимофей Ви на одной из конференций рассказал, как компания ищет фейки о коронавирусе. По словам специалиста, в АНО «Диалог» выстроили свой механизм выявления и обработки фейковых публикаций в соцсетях. У организации, которая работает при поддержке администрации президента и правительства Москвы, оказалось достаточно инструментов для такой работы. «Мы мониторили не только СМИ и соцсети, но и некоторые мессенджеры. Очень важно верифицировать информацию, потому что иногда даже самые абсурдные вещи могут оказаться правдой», — сказал тогда он в беседе с корреспондентом Daily Storm. Ви сообщил, что за период пандемии АНО «Диалог» выявила 2425 тем фейковых сообщений о коронавирусе. Выяснилось, что АНО «Диалог» собирается застолбить за собой задачу поиска фейков и по другим темам, не только о пандемии. И, по всей видимости, у «Диалога» есть и знания, и ресурсы для этого. В распоряжение Daily Storm попали и методички для аналитиков АНО «Диалог». В них предлагается классифицировать инфоповоды по трем уровням риска. Интересно, что оценке подвергаются не только посты в соцсетях, но и набравшие много лайков комментарии, и даже мемы про политиков. «Красный» уровень — это чрезвычайные ситуации и происшествия федерального масштаба, резонансные и потенциально резонансные инциденты (в масштабах населенного пункта, района, региона, межрегионального масштаба), массовые социально-политические акции, а также акции с участием оппозиционных организаций и/или медийных оппозиционных политиков/активистов (митинги, забастовки, пикеты, голодовки и т.д.). «Красным» инфоповод становится, когда инцидент получает аудиторию более миллиона человек, которая стремительно и стихийно разрастается. «Желтые» риски — это резонансные высказывания или действия лидеров мнений, негатив в отношении руководства страны или региона, резонансные расследования/обвинения/дела о коррупции в отношении высокопоставленных госслужащих и топ-менеджеров госкорпораций, ущемление прав социально незащищенных слоев населения, бюджетников и так далее. Аудитория инфоповода «желтого» риска — от 100 тысяч до миллиона с приростом около 50 тысяч человек в час. «Зеленый» риск — это инфоповоды с аудиторией от 50 тысяч человек, в основном бытовые и социальные происшествия, которые привлекли внимание, но не вызвали серьезного резонанса в соцсетях и отклика в обществе. В распоряжении Daily Storm есть пример мартовского отчета по мониторингу ситуации с премьер-министром Михаилом Мишустиным. Аналитики выделили три главных тренда у критиков главы кабмина: критика кадровой политики, критика программы по борьбе с бедностью, критика, связанная с доходами и земельными участками заместителя Мишустина Марата Хуснуллина. Кроме того, мониторщики упоминают критические высказывания популярных политических блогов, таких, как «Незыгарь», «Шулика» и «КАК-ТО ВОТ ТАК». Таким образом, анализируя каждое событие, попавшее в мониторинг, аналитики «Диалога» определяют цвет риска (красный, желтый и зеленый), локализацию и фокус: локализация риска может быть региональной или федеральной в зависимости от его географии. В случае регионального риска указывается субъект РФ. В фокус риска попадают региональные и федеральные и региональные органы власти, организации и их руководители, которым данный риск угрожает (пример: в случае резонансного заявления Дмитрия Медведева в фокусе риска окажется он сам и правительство РФ). Также в «Диалоге» обращают внимание на особенности освещения события в СМИ. Под особенностями медиаосвещения понимается то, как конкретную новость освещают интернет-издания, в том числе в социальных сетях. Определяется охват аудитории тех редакций, где уделили внимание новости (региональные/федеральные СМИ и сообщества), тематика СМИ и сообществ, тональность сообщений (негативная/нейтральная/позитивная), использовались ли элементы усиления эффекта от новости (например, заведомо негативные или кликбейтные заголовки). Интересуют исследователей первоисточники и трансляторы информации: «В трансляторах риска указываются СМИ и сообщества/аккаунты в соцсетях, сообщившие о событии», — сказано в методичке. Также изучают распределение новостей по соцсетям, активность обсуждения и цитируемость. Даже рисуют диаграммы. Естественно, отслеживает «Диалог» и реакции пользователей соцсетей и лидеров мнений. А также тон, в котором об инфоповоде говорят. Документируются и действия властей, составляется прогноз развития ситуации, а последним пунктом значатся «Рекомендации». Приводим его целиком: «В рекомендациях указывается то, что может способствовать купированию дальнейшего распространения риска. Рекомендации должны носить преимущественно медийный характер (распространить в лояльных СМИ, соцсетях и т.д.; акцентировать внимание на чем-либо). Пример: при возможном принятии Роспотребнадзором нового пакета норм, направленного против распространения пандемий, СМИ указывает только на то, что будет запрещено употреблять принесенную еду в школьных столовых. В рекомендациях указывается, что акцент в освещении события нужно перенести на принятие ряда норм, а не только данного запрета». Daily Storm ознакомился с результатами работы аналитиков «Диалога» над тремя кейсами: персональной критикой федерального чиновника, протестами и критикой федерального ведомства. Структура рекомендаций почти одинакова, отличается только содержание. Аналитики отмечают особенности каждой ситуации, чтобы понимать, как действовать, чтобы нивелировать риски, — к чему следует привлечь особое внимание в информационном поле, а что лучше не трогать. Источник Daily Storm в АНО «Диалог», который пожелал сохранить инкогнито, рассказал, что у организации действительно большая и амбициозная команда. «Главное, что там целый штат троллей, разработчиков, методички эти пишут. Что про кого и как писать рассказывают», — признался он. Также собеседник отметил скрупулезность подхода: «Нужно было давать рекомендации, разбирать видео и посты в блогах. Например, когда говорит кто-то про пенсионную реформу, то кто говорит, в каком ключе, какой у него охват». АНО «Диалог» за неполный год успело превратиться во влиятельный аналитический медиакомбайн, который будет работать, а возможно, и уже работает гораздо действеннее, чем закон о суверенном интернете. Можно сколько угодно иронично или неиронично цитировать «1984» Оруэлла, но Большой Брат действительно за всем следит, все знает и придумает, как решить неприятные для себя ситуации.