Нужно ли развивать детскую фантазию, рассказал психолог
– Есть несколько различных подходов к воспитанию детей, – говорит Наталья Спирина, психолог Дзержинского центра социального обслуживания населения. – Представители одной психологической школы основываются на том, что развитие ребенка происходит по принципу «наполнения пустого сосуда» – чем его заполнишь, то в нем и будет. Другое направление базируется на утверждении, что ребенок – уникальное создание со своими способностями, талантами. В таком случае одна из главных задач взрослых – не навредить, дать возможность для проявления дарований ребенка. В реализации того и другого подхода есть свои подводные камни. Что касается фантазии или произвольного воображения, тут тоже вопрос неоднозначный. С одной стороны, фантазии не только помогают создавать новые образы, но и управляют нашими эмоциями. Посредством воображения можно снимать стресс, напряжение. Благодаря ему мы можем «заглядывать» вперед, представлять свое будущее. Без воображения окружающий мир представляется небезопасным. Люди без фантазии подвержены неврозам, психическим расстройствам, склонности к алкоголю, наркотикам. Их чаще посещают суицидальные мысли. С другой стороны, несмотря на очевидную полезность воображения, есть в нем и негативные моменты. Фантазии могут не только снимать стресс, но и создавать его: состояния тревожности (выдумывание последствий, которые никогда не произойдут), страха (стул, накрытый покрывалом, кажется чудовищем). – Если родители, признавая уникальность ребенка, дают ему самостоятельно развиваться в сфере фантазирования, это может привести к «замораживанию» этого процесса (ребенок перестает создавать новые образы), либо к возникновению искаженных форм воображения, негативно влияющих на психику ребенка (создание страшных фантазий), – предупреждает психолог. – С другой стороны, при тотальном контроле родителей за формированием воображения ребенка, навязыванием ему своего видения, возможен отказ ребенка от фантазий (зарывание способностей и талантов). Здесь важно выбрать золотую середину. Задача родителей – научить ребенка техникам, развивающим воображение, а также создать позитивную атмосферу для фантазий. Это может быть чтение и сочинение сказок, рассказов, наблюдение за окружающим миром (сравнивать, на что похожи облака, кляксы). Полезны совместные рисунки на определенную тему, а также решение креативных задач (например, придумать новые названия картинам известных художников). – Самая трудная задача родителей – услышать ребенка и поддержать фантазии, которые близки их дочери или сыну, – продолжает Наталья Спирина. – Это непросто, когда мальчик в девять лет говорит: «Я хочу быть парикмахером» и начинает рисовать прически или мечтает стать блогером, писателем, режиссером, музыкантом. Такие фантазии ребенка часто не укладываются в шаблон родителей, и последние стараются их корректировать, доказывая их неправильность и бесполезность, направлять воображение ребенка в «правильное» русло. Главная рекомендация для родителей – помнить фразу Оскара Уайльда: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми». Вероника Скворцова. Фото: pixabay.com.