Страна мандалаев: В Принстонском университете навсегда покончат с "черным рабством"
В субботу, 4 июля, в главный праздник США - День независимости, - появился текст открытого письма, адресованного президенту Принстонского Университета Кристоферу Л. Айсгруберу и его ближайшему окружению. Письмо подписали более 350 профессоров и преподавателей этого престижнейшего вуза, входящего в восьмёрку университетов Лиги плюща. Подписанты просили Айсгрубера и других высокопоставленных администраторов Принстона «принять антирасистские меры, признав и отдав приоритет 48 требованиям, подробно изложенным ниже». По состоянию на 7 июля это письмо было подписано профессорско-преподавательским составом 34 из 36 факультетов Университета — всех, кроме Операционного исследования и финансового инжиниринга (ORFE) и Химического и биологического машиностроения (CBE). Также в числе подписантов были сотрудники многочисленных университетских научных центров и административных служб. В преамбуле письма излагались «пагубные последствия, которые анти-чёрный расизм (Anti-Black racism) наносит Соединенным Штатам и Университету», а затем следовала мотивировочная часть: «В этот момент массового глобального восстания во имя расовой справедливости мы, преподаватели - чёрные, латиноамериканцы, азиаты и представители всех цветных сообществ вместе с нашими белыми коллегами - призываем Университет предпринять немедленные конкретные шаги, чтобы открыто и публично признать, что анти-чёрный расизм и расизм любой расы продолжают процветать в нашем вузе. Мы призываем администрацию заблокировать механизмы, которые позволили системному расизму явно и скрытно действовать в стенах Принстона. Мы призываем Университет усилить свою приверженность темнокожим и всем цветным людям (people of color), кто здесь учится и работает, сделав это центральной частью своей миссии, и впервые в своей истории стать антирасистским учреждением». В письме также отмечалось, что инициатива его написания и продвижения возникла за несколько дней до голосования членов университетского Попечительского совета по вопросу демонтажа статуи 28-го президента США Вудро Вильсона на территории Университета (в 1902 году Вильсон стал президентом принстонского Университета) и исключения его имени из названий факультета и колледжа Принстона. Как позже объявил СМИ нынешний президент Принстона Кристоф Айсгрубер, «Совет пришёл к заключению, что расистские взгляды и политика Вильсона делают его имя неподходящим для факультета общественных и международных отношений и жилого здания колледжа, преподаватели, студенты и выпускники которых должны решительно выступать против расизма во всех его проявлениях». Не стану приводить здесь текст всех 48 требований, изложенных в письме борцов с «системным расизмом». Но вот, что провозглашается в самых заметных из них: «Выдвинуть на руководящие посты в важнейших директивных органах активных aнти-pacиcтoв, которые обеспечат инклюзивность посредством ускоренного приёма на работу преподавателей и зачисления студентов по этничecким признакам». «Бороться с бeлым cупpeмaтизмoм и последствиями paбcтвa. Сломать сложившуюся иерархию, поддерживающую пpиopитет бeлыx». «Сформировать комитет из цвeтныx профессоров, преподавателей и студентов, перед которым руководство Университета должно отчитываться в своих действиях по искоренению pacизмa». «Организовать тренинги по анти-расизму для всего университетского персонала. Эти тренинги должны провести участников через стадии «уязвимocть», «продуктивный дискомфорт» и «размышления». Программа пepeвоспитания должна быть индивидуализована» (иначе говоря, тренеры станут брать «под микроскоп» каждого профессора, постдока, преподавателя и т. д., и решать, какие меры воздействия требуется к нему применить). «Вознаграждать цвeтныx преподавателей снижением нагрузки и летней зарплатой за «невидимую работу» («invisible work», - то есть, заседания в комитетах, представительство на мероприятиях и т. п.). «Внедрить полностью антирасистскую иконографию на территории Университета, начиная с удаления статуи Джона Уизерспуна, возведенной в 2001 году рядом с библиотекой Файрстоуна, и вместо неё, как было недавно предложено, исследуйте наследие Файрстоуна в этом кампусе и раскройте его исторические и современные связи с компанией „Файрстоун“ и ее либерийской плантацией. Подумайте о том, чтобы отметить эту историю маркером в библиотеке Файрстоуна». «Безоговорочно зачислять в студенты недокументированных абитуриентов» (то есть не имеющих DACAmented нелегальных иммигрантов). «Удалить вопросы о проступках и обвинениях в уголовных преступлениях из всех заявлений о приёме на работу и/или учебу в Принстоне. Потому что цветные люди массово отягощены штрафами и судимостями по вине хищнической полиции, что препятствуют прогрессу нашего сообщества в направлении расовой справедливости». «Предоставить льготы факультетам и кафедрам с хорошим послужным списком поддержки цветных преподавателей - кафедры Пoлa и Ceкcуaльнocти, Американских и Aфpoaмepикaнcких исследований и др.». «Наказывать факультеты и кафедры, не показывающие положительных изменений в приёме на работу цветных людей». «Сделать обязательным тренинг по нeпpeдвзятocти (аnti–biаs trаining) для всех членов комиссий по отбору лучших кандидатов на замещение вакантных должностей. Требовать, чтобы комиссии официально указывали, каким образом цветные кандидаты будут ими идeнтифициpoвaтьcя». «Создать из числа преподавателей комитет, который будет наблюдать за расследованиями и наказаниями pacиcтcкoгo поведения персонала Университета при инцидентах, а также при проведении научных исследований и в публикациях». «Существенно увеличить финансирование Университетом общественных организаций в центральной части Нью-Джерси, которые непосредственно участвуют в работе по исправлению расового и социально-экономического неравенства». Руководство Университета, выдерживая паузу, пока не ответило на эти требования. В путевых заметках величайшего американиста всех времён и народов, моего однокашники по 10-й рижской средней школе Михаила Задорнова есть такой фрагмент: «В Майами есть отель с неблагозвучным для русского уха названием «Мандалай». Но на первом этаже ресторана, тоже «Мандалай», а поскольку неподалеку город Ки-Уэст, где жил Хемингуэй и написал «Прощай, оружие», «Старик и море», то огромный портрет Хемингуэя в окошке ресторана, прямо под названием. Мы остановили десять прохожих американцев с одним и тем же вопросом: «Кто изображён на портрете?» Только двое честно сказали: «Не знаем». Восемь уверенно ответили: «Это Мандалай». Монолог этот написан Мишей в начале 2000-х годов, когда в Штатах никто ещё и не помышлял о «ломке сложившейся иерархии, поддерживающей пpиopитет бeлыx». Но уже тогда среднестатистический прохожий-американец был, скажем так - не шибко образованным. Если же теперь с требованиями новоявленных антирасистов согласятся сначала Принстонский, а по его примеру и другие вузы США, недалеко то время, когда страну «Дяди Сэма» будут населять сплошные «мандалаи».