Каким будет исторический квартал в центре Краснодара?
— Это первая встреча, посвященная воссозданию исторического квартала на пересечении улиц Длинной и Красноармейской, — открывает разговор главныйредактор «КИ» ВладимирВербицкий. — Сегодня территория за Домом Лихацкого, проект реставрации которого начнут разрабатывать в ближайшее время, находится в крайне запущенном состоянии: большинство построек нужно сносить, территорию благоустраивать. Но что должно быть создано на ней после этого? Каким смыслом могли бы ее наполнить? Место встречи молодежи По мнению главного архитектора Краснодара Натальи Машталир, первая задача, которую предстоит решить, — это создание исторического пространства, места, куда можно привести туристов, показывая им старый город. Вместе с тем (и это нисколько не противоречит логике исторического квартала) оно могло бы стать местом встречи молодежи, пространством для неформального общения творческих людей, чего в городе практически сегодня нет и чего очень не хватает. Не просто сквером, где летом можно спрятаться от жары, выпить чашку кофе, но тем центром притяжения, который бы функционировал круглый год. И, конечно, здесь могли бы и показать, и продать свои изделия ремесленники и народные умельцы, демонстрировать свое мастерство гончары, пряхи или вышивальщицы. — Я за микс, за соединение, казалось бы, несовместимого, — высказала свою точку зрения архитекторЭлеонораПолупанова, — современная архитектура может быть удачно вписана в исторические объекты. Такая архитектура будет актуальна и через 100 лет. Музей или центр современного искусства? ЛилианаЕгорова, вице—мэр Краснодара, считает, что там прежде всего дол-жен разместиться городской музей краевого центра. — До сих пор в нашем полуторамиллионном городе нет достойного выставочного пространства для произведений современного искусства, — сказала вице-мэр. — А ведь там с удовольствием показали бы свои работы художники не только Кубани, но и Питера, Москвы и даже зарубежья. А на сценических площадках могли бы выступать театральные коллективы, как самодеятельные, так и профессиональные, какие-то уличные театры, что мы видим в Италии, Франции, а теперь и в Санкт-Петербурге. К тому же, учитывая тягу современных людей постоянно чему-то учиться, постигать что-то новое, можно было бы проводить мастер-классы, какие-то обучающие семинары для детей и взрослых. Таким образом, мы, по сути, разворачиваем город к молодежи, стремимся учесть интересы и склонности наиболее активной части нашего социума. Ведь в краевом центре только студентов больше 100 тысяч. Еще предложение — создать постоянное место для выступлений симфонического оркестра, проводить концерты под открытым небом. Они пользовались популярностью в нашем городе всегда. — Разумеется, как и на всех выставочных площадках, там должны быть какие-то кафе, буфетные стойки, где можно было бы поговорить, обсудить что-то за чашкой чая или кофе. Нужны и небольшие магазинчики, продающие предметы искусства — а значит, нужно разработать маркетинговую политику подобных заведений, — считает Лилиана Егорова, Нужна подлинная среда… Однако Андрей Ступаченко, организатор пешеходных экскурсий по Краснодару, вернул разговор к историческому облику «екатеринодарского» квартала. — Я считаю важным воссоздать в нем историческую среду, кусочек Екатеринодара с подлинными фрагментами — такими, например, как водозаборная колонка вековой давности, которую мэр Евгений Первышов предложил вернуть в исторический квартал. По мнению экскурсовода, реставрация исторической среды должна основываться на подлинных образцах — будь то фонари, ковань или коллекционные предметы. …или «новодел»? Заместитель редактора газеты «Краснодарские известия», историк Игорь Коломийцев считает, что качественный «новодел», в полной мере воссоздающий облик исторического пространства, в этом квартале вполне уместен. И действительно, восстановили же немцы Дрезден, греки — крепость крестоносцев на острове Родос, примеры можно множить. И какой турист, посещая эти объекты, заморачивается их подлинностью? Только так мы сможем воссоздать уголок Екатеринодара в целостном виде, «от и до», дать ощущение чего-то давно минувшего. Однако есть ограничения О том, что квартал, прилегающий к Дому Лихацкого, это территория исторического поселения, напомнил советнику правления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края Кирилл Гичко. По его словам, сутью исторического поселения есть его достоверность. На этом квартале расположено три объекта культурного наследия с прилегающими зонами охраны, и, конечно, они должны быть сохранены. Для оказания содействия администрации города в восстановлении исторической среды ведомство до конца года должно подготовить проекты зон охраны всех памятников архитектуры в границах этого квартала. А при проведении работ по воссозданию «екатеринодарского» квартала управление будет контролировать процесс его воссоздания, защищая исторические объекты от диссонирующего строительства. — Историческое пространство Екатеринодара можно наполнить любым современным контентом, как это делается, например, сегодня на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, там ведь регулярно проходят какие-то молодежные мероприятия, — высказала свою точку зрения начальник городского управления культуры Ирина Лукинская. И действительно, знание своих истоков, кто мы и куда идем, всегда было одним из векторов воспитания молодых людей. Главное, что там будет! По словам Антона Смертина, директора департамента информационной политики Краснодара, мы пока не знаем, что будет в Доме купца Лихацкого после реставрации. Если музей — то это одна смысловая наполненность прилегающего квартала, можно сказать, один пласт культуры. И вряд ли тогда удастся объединить его с молодежным хипстерским кварталом. Судя по сегодняшнему разговору, мы хотим много чего туда вместить, при этом должны думать о комплексном развитии этой территории. А еще важно понять: Екатеринодар какого периода мы хотим воссоздать, будет ли время его основания, а может, середина XIX или начала XX века? — Да ведь нельзя все втиснуть в одно пространство, — поддержала и ОльгаШошина, координаторпроекта «ТомСойерФест». — Нельзя совмещать ярмарку меда и концерт симфонического оркестра. — Привлекайте нас в качестве советчиков, — предложил Андрей Ступаченко. Мечта вице-мэра — Не должно быть мешанины на такой небольшой площади, — согласилась Лилиана Егорова. Она напомнила о других кварталах с памятниками культуры, расположенных по соседству: это и 1-я горбольница (кстати, с первым двухэтажным домом в Екатеринодаре), и квартал рядом. Учитывая эти три квартала при воссоздании исторической среды, мы создаем вектор развития центра города на десятки лет вперед. — Я ратую за музей в «екатеринодарском» квартале — коворкинг можно устроить в другом месте, — сказала вице-мэр. — Ведь в нем есть что показать: есть горожане, готовые передать в этот музей свои коллекции, но их волнует, где и как они будут сохранены. Такой музей — это моя мечта. Речь зашла и о том, кто будет разрабатывать проект исторического квартала. Очевидно, что это должны быть профессионалы, много поездившие по миру и много повидавшие, и, конечно, выбор проекта, как и положено, пройдет на конкурсной основе. А теперь — конкретно По словам Азамата Тлишева, начальника отдела капитальных вложений городского департамента строительства, проект реконструкции Дома купца Лихацкого планируют завершить в третьем квартале следующего года. Что же касается сноса полуразрушенных строений на прилегающей территории, то сейчас ведется расчет стоимости этих работ. — Реконструкция 194-го квартала, ограниченного улицами Красноармейской и Длинной — это, пожалуй, первый глобальный проект по воссозданию исторической среды, — подвел черту Владимир Вербицкий. — И очень важно, как он будет осуществлен. Оказалось, что мнения на этот счет очень разные. Кто-то считает, что здесь может быть современный модный коворкинг, другие — исторический музей под открытым небом, но тут пока, правда, неясно, какого отрезка истории Екатеринодара. За нашим круглым столом были и историки, и строители, и экскурсоводы, и чиновники. И всем стало ясно одно: первая встреча никогда не ответит на вопрос, каким точно будет этот квартал. В дальнейшем, я думаю, городской департамент архитектуры создаст рабочую группу, в состав которой войдут историки, эксперты, журналисты и общественники, они не раз обсудят этот проект, но главное — чтобы в результате споров все конструктивные идеи вошли в основу технического задания для проектировщиков.