Перекличка поколений о мире и памяти о войне — рецензия
Выставка «Великая Победа», представленная в Приморской государственной картинной галерее к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, несёт в себе идею переклички поколений. Война всё дальше отходит от нас во времени, за 75 лет уже выросло три мирных поколения. Выставка «Великая Победа» — межрегиональная, параллельно проходит в Приморской государственной картинной галерее и залах Приморского отделения Союза художников России. Проводится второй раз, первая выставка была открыта пять лет назад к 70-летию Победы. Экспозиция, представленная в Приморской государственной картинной галерее, названа «Вечный огонь Победы – перекличка поколений» и включает в себя два блока. Первый зал полностью посвящён творчеству фронтовика Кирилла Ивановича Шебеко (1920 – 2004 г.), заслуженного художника РСФСР, члена-корреспондента Российской академии художеств. Во втором зале представлены картины на тему войны, созданные специально к дате 75-летия Победы дальневосточными художниками из Владивостока, Находки, Уссурийска, Хабаровска, Благовещенска, Якутска, Улан-Удэ. В идее на победной выставке показать работы именно Кирилла Ивановича Шебеко концептуально, на мой взгляд, заложена важная по смыслу история. Кроме той, конечно, что таким образом галерея почтила память художника-фронтовика, которому в этом году исполнилось бы 100 лет. Дело в том, что фронтовик, танкист Кирилл Шебеко, участник боёв под Бологим, Смоленском, Москвой, тяжело раненный и демобилизованный в 1943-м году как инвалид 2-й группы, никогда не писал картины о войне. Вернее, есть одна – его дипломная работа «Капитуляция Германии», написанная в 1950 году в институте имени Репина. Больше в своём творчестве он эту тему не поднимал. Поэтому, как минимум на половине полотен, представленных на выставке «Великая Победа» в картинной галерее, мы видим сюжеты, на первый взгляд, с военным периодом никак не связанные. Но можно задать себе вопрос – всегда ли образы, через которые мы отдаём дань памяти о войне и Победе, должны быть напрямую связаны собственно с войной и её последствиями? Ведь Великая Отечественная война для нашего народа была битвой за восстановление разрушенного фашизмом мира. За мир и ради мира воевали защитники Отечества, и в их числе танкист и художник Кирилл Иванович Шебеко, на послевоенных картинах которого изображена спокойная повседневная жизнь. Он много писал Дальний Восток, север, показывал трудовые будни оленеводов, рыбаков, пограничников, краболовов. На многих полотнах Кирилла Шебеко, и мы видим это на выставке, отражена немногословность суровых северных мест, неотделимая от трудовых мирных деяний человека. И в этом можно разглядеть раскрытие большого смысла его творчества – через взгляд художника-фронтовика мы, зрители, смотрим на простую человеческую жизнь в сохранённом мире. Не это ли является манифестацией памяти о Великой Победе, свершившейся подвигом народа? Вторая часть экспозиции занята произведениями, созданными совсем недавно специально к 75-летию завершения Великой Отечественной войны. Все художники, представившие свои работы, относятся к поколениям, рожденным уже в мирное время. На выставке мы видим произведения, выполненные в разных жанрах – графика, живопись, скульптура, малые скульптурные формы и в разных манерах, как реалистической, так и символической. Хочется отметить графические работы художника из приморского города Находки Александра Шалагина «Заготовка рыбы» и «Рыбаки из Тафуина» из серии «Дальневосточники – фронту». Тема тружеников тыла поднимается, надо сказать, не часто, поэтому можно говорить о ценности этих работ как возможности расширения взгляда на тему памяти – вклад в Победу внесли и те, кто трудился на мирном фронте. Тематику памяти о войне каждый автор выражает через личностное восприятие, понимание и представление о том, как через три четверти века после завершения трагических событий разговаривать о них. На выставке представлены сюжеты памяти из настоящего времени и сюжеты, обращающие зрителя непосредственно в военное время, и формы символической передачи сложных эмоциональных переживаний от пребывания в состоянии войны. Интересно, в рассматриваемом контексте, было увидеть на выставке среди военных и поствоенных сюжетов работу Александра Енина под названием «Будущий капитан». На ней изображён курсант морского института, молодой парень, примерно столько же лет было Кириллу Шебеко, когда началась война и он, тогда ещё начинающий художник, стал танкистом. В первый момент может показаться, что эта работа на тематической выставке, посвящённой 75-летию Победы, случайна. Не о войне она – о мире. Курсант даже не военного училища, готовится к работе в торговом флоте. Но если смотреть на это полотно через ракурс, что в случае войны эти мальчишки, готовящиеся к мирной жизни, как и их ровесники из предыдущих поколений, как и Кирилл Шебеко, которому на начало войны только исполнился 21 год, окажутся в зоне боевых действий, то работа обретает иной смысл. Через мирную простоту сюжета этой картины остро воспринимается мысль – как же хрупок наш мир, и как важно удержать историю от падения в новую войну. Рецензент - Ирина Павленко Культурный обозреватель. Окончила Владивостокское художественное училище по специальности «Художественное оформление». Освящает культурные мероприятия дальневосточного региона, публикуясь информационным агентством DEITA.RU, в журналах «Дальневосточный капитал» и «Русский мир». Отмечена Благодарностью Приморской краевой филармонии за помощь и поддержку в освещении филармонической деятельности и популяризацию классической музыки в концертном сезоне 2017-2018.