Среда обитания нового человека: советская архитектура, вдохновленная космосом
Начало космической эры послужило мощным импульсом для развития всех сфер жизни в Советском Союзе, включая искусство – литературу, дизайн и живопись. Архитектуру космос тоже не обошел стороной, и в результате в архитектуре промышленных и гражданских зданий СССР возник «космический стиль». С конца 1950-х годов в стране начинают появляться сооружения, аналогов которым не было на Западе. Практически во всех республиках СССР строились «космические» театры, цирки, монументы и даже детские сады. Подразумевалось, что новый человек с момента рождения и до самой смерти находится в среде, где постоянно соприкасается с космосом. Внешний вид зданий, объединенных этим стилем, отличает устремленность в будущее – такое, в котором человечество путешествует в другие галактики и успешно колонизирует соседние планеты. Размышляя, какой будет жизнь за пределами Земли, архитекторы наделяют свои проекты «неземными» элементами. Самый очевидный пример – форма летающей тарелки. Пресс-служба Главгосэкспертизы России решила присмотреться повнимательнее к космической архитектуре. Центральный НИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург 1973 – 1987, арх. С. Савина и Б. Артюшина Фyтуpистический дизaйн Института рoбототеxники и технической кибернетики, одного из крупнейших научных центров в России, полностью созвучен назначению здания. Институт принимал участие в разработке и испытании космических кораблей «Союз», роботизированного зонда «Луна-16», мобильных робототехнических комплексов и роботов-манипуляторов, здесь же проводились эксперименты с оборудованием космического корабля «Буран», были созданы системы мягкой посадки и жизнеобеспечения. Строили здание по проекту С. Савина и Б. Артюшина на протяжении четырнадцати лет – с 1973 по 1987 годы. Доминанта комплекса – 77-метровая башня-лаборатория, которую называют «белый тюльпан». Комплекс вместе с высоткой и четырехэтажным длинным зданием образует крест, немного искривленный в западной части. Санаторий «Курпаты, Ялта, Крым 1980 – 1985, арх. архитекторы Игорь Василевский, Ю. Стефанчук, В. Дивнов, Л. Кеслер, инженеры Нодар Канчели, Б. Гурьевич, Е. Владимиров, Е. Рузяков, Е. Ким, В. Мальц, В. Гансгорье, Е. Федорова Фантастическое здание, известное практически всем, кто бывал в Крыму, - это совместный проект советских и чешских архитекторов, реализованный в поселке Гаспра (12 км от Ялты) в 1985 году. Для строительства выбрали единственный свободный в этой местности и не самый удобный участок, отличавшийся высокой сейсмической активностью и склонностью к оползням. Корпус построили по принципу «табурета на трех ножках»: два «диска» с жилыми номерами установлены на трех опорах. Благодаря специфической конструкции архитекторы добились распределения нагрузки на зыбком склоне. Диски выполнены в форме зубчатых шестеренок таким образом, что из каждого номера открывается захватывающий вид на море, но при этом не видно соседей. Внутри каждой опоры спрятан лифт, который доставляет гостей на пляж. В центральной части здания расположен атриум. Свет проникает сюда сквозь стеклянные стены и купол в крыше. Ниже – бассейн с морской водой, который можно увидеть сквозь прозрачный треугольник в центре зала. Здание - словно гигантская летающая тарелка - «парит» в воздухе, но «соприкасается» с крутым склоном практически на уровне крыши – именно в этой точке, на высоте 56 метров расположен главный вход в санаторий. Кинотеатр «Россия», Ереван, Армения 1975, арх. Г. Погосян, А. Тарханян, С. Хачикян Модернистское здание было построено в Ереване в 1970-е годы на месте черного рынка, а в 1980-е годы стал самым вместительным в Армении и вырос в многофункциональный комплекс. Здесь действовали два разномасштабных, одинаковых по формам кинозала – большой и малый, выставочные залы, танцплощадки и кафе. Изогнутая форма двух частей здания выполняла функцию усилителя звука. На месте стыка двух корпусов кинотеатра архитекторы спроектировали прозрачный потолок, сквозь который зрители могли наблюдать звездное небо после вечерних сеансов. Во время распада Союза кинотеатр пришел в запустение, в середине нулевых его планировали снести. К началу 2010-х часть здания реконструировали и приспособили под торговый центр. Многоэтажный жилой дом, Кишинев, Молдова 1980, арх. О. Вронский, инж. А. Мариану 73-метровую высотку в народе прозвали «Ромашкой». Главный архитектор проекта Олег Вронский при его создании вдохновлялся жилищным комплексом «Марина-Сити» в Чикаго. Здесь, на шестнадцати этажах, разместили жилые и технические помещения, прачечные, комнаты для сушки и глажения одежды. На крыше здания обустроена смотровая площадка, напоминающая «летающую тарелку», с которой открывается вид на город. По сей день этот дом остается самым высоким жилым зданием Кишинева. Министерство автодорог, Тбилиси, Грузия 1975, арх. Г. Чахава Это удивительное строение создал Георгий Чахава, мечтавший реализовать идею «города-пространства», в котором здания органично вписываются в природный ландшафт. На момент проектирования архитектор занимал должность министра дорожного строительства Грузинской ССР, и таким образом, выступил одновременно заказчиком и исполнителем работ. Здание, насчитывающее 18 этажей, возвели в 1975 году на скалистом берегу реки Кура. Грузия – сейсмоопасный регион, и Г. Чахава учитывал это при проектировании. Конструкция состоит из трёх вертикальных стержней, несущих опор всего здания, и пяти горизонтальных двухэтажных ригелей, сложенных друг на друга. В стержнях располагаются лифты и лестницы, горизонтальные части здания представляют собой функциональные зоны. Здание, как и предполагал автор проекта, гармонично сосуществует с природой: между опорными стержнями растут кустарники и деревья, течет ручей, а северную сторону здания овивает плющ. Сегодня в нем располагается банк. Дворец пионеров в Днепропетровске 1990, арх. Е. В. Амосов, В. М. Гарсиа-Ортега, Т. Солодовник, А. Клевер В советское время Днепропетровск был центром космической отрасли: здесь разрабатывались спутники, элементы ракетоносителей и другие виды оборудования. Тема космоса нашла отражение и в архитектурных решениях Дворца пионеров, который представляет собой космическую станцию с собственными модулями, переходами, иллюминаторами. Особую выразительность зданию придает использование пергол – навесов для защиты прохода или террас. Парк памяти и крематорий в Киеве 1968–1978, Киевпроект, арх. А. М. Милецкий, худ. А. М. Рыбачук и В. В. Мельниченко Здание зала прощания, стоящее на вершине холма, представляет собой скульптурную композицию из семнадцати белых бетонных оболочек. Пластический образ — образ горения, пламени, которое символизирует беспрерывное движение жизни. Дом торжеств в Тбилиси 1980–1984, арх. В. Джорбенадзе, Э. Мкервалишвили, В. Орбеладзе, худ. З. А. Нижарадзе Дом торжеств занимает доминирующее положение в восточной части Тбилиси. Находится на плато над рекой Курой и историческими Ортачальскими садами. Архитектор, по собственному выражению, стремился «слить воедино прочности, твёрдость, основательность с открытой, праздничной приподнятостью, даже театральностью». Полукруглые стены, облицованные белым экларским известняком, спирально поднимаются к стеле с колоколами, украшенными виноградной лозой – символом счастья и изобилия. Вертикаль колокольни служит осью симметрии здания. В плане здание напоминает сердце или дерево с пышно раскидистой листвой (древо жизни), а в его силуэте обыгрывается серпантин горной дороги. Бюро ритуальных услуг в Вильнюсе 1975, Институт проектирования городского строительства в Вильнюсе, арх. Ч. Мазурас Здание бюро ритуальных услуг расположено в районе Альтакальнис, близ еврейского кладбища. Срезанные прямоугольные призмы объёмов следуют рельефу местности: здание словно сливается с поросшими елями холмами. Мемориальный комплекс IX форта в Каунасе 1981, арх. Г. В. Баравикас, В.-А. К. Виелюс, скульп. А.-В. И. Амбразюнас, худ. К. И. Морунас В одном из фортов Ковенской крепости в Каунасе фашистские захватчики оборудовали концентрационный лагерь, где за время Великой Отечественной войны было уничтожено более 80 тысяч человек. Центральное место в мемориале занимает скульптурная группа, выполненная в традициях литовских высоких резных деревянных столбов, которые ставились на надгробиях и у дорог (стогастульписы и коплитстульписы). Текст подготовлен по материалам archspeech.com.