Музыка до карантина: итоги сезона
Это был сезон значительных дирижерских достижений. Три концерта Владимира Юровского тем ценнее, что пребывание маэстро на посту главного дирижера Оркестра имени Светланова подходит к концу. И "Рождественская оратория" Баха в соборе, и вагнеровское "Золото Рейна" в Филармонии, и там же — новогодне-рождественская программа – все вызывало интерес и творческие споры. О трактовках Юровского, о звучании музыки в зале с той или иной акустикой. Но, кажется, всех увлекли вступительные слова маэстро, без которых не обходится ни один его концерт. К Вагнеру обратился и Валерий Гергиев в концертном исполнении "Тангейзера", когда оркестр Мариинского театра и группа солистов гастролировали в "Зарядье". Интересно было сравнить аналитику, ясно различаемую в величественном музыкальном полотне Юровского, с открытыми душевными волнениями оркестра Гергиева. Фестиваль "Возращение", как всегда, прошел в Консерватории в первых числах января и состоял из четырех концертов — “Страна глухих", "Фейклор", "Отцы и дети" и "Концерт по заявкам". Разнообразие имен, концепций и музыкальных стилей, взятых на вооружение группой друзей-музыкантов из разных стран, остается фирменной приметой проекта, который имеет уже солидные исторические корни: в 2020 году фестиваль проходил в двадцать третий раз. Фестиваль "Возвращение". Фото: Екатерина Ключникова А фестиваль "Опера Априори" — в седьмой. Увы, до коронавируса успели сделать лишь концерт в Англиканской церкви св. Андрея. "Шесть веков британской хоровой музыки". Были представлены сочинения композиторов разных времен – от мастеров Ренессанса до новейших авторов. Все это красиво спели российский вокальный ансамбль Intrada (руководитель Екатерина Антоненко) и британский коллектив VOCES8. Из множества фортепианных концертов сезона отмечу парное выступление Алексея Володина и Константина Лифшица в "Зарядье" — первое официальное совместное выступление мастеров. Дуэт, сыгравший пьесы Метнера и рахманиновскую Сюиту номер 2, а потом "Весну Священную" Стравинского в авторской версии для двух фортепиано, "был удивительно точным – по умению расслышать друг друга и взаимно подключиться к совместному "потоку". Концерты пианистки Варвары Мягковой стали для многих меломанов открытием нового имени. Мягкова, долгое время по личным причинам не выступавшая, в одночасье стала популярна после публикации видео ее выступлений в соцсетях, а ее "живые" концерты идут с нарастающим успехом, и не без причин. О концерте в галерее "Нико", где пианистка с аншлагом сыграла Баха, Шопена и Дебюсси, я писала: "Мягкова делает всем известную музыку первозданной. Да что там, она играет так, будто сама ее написала". Варвара Мягкова. Фото: Владимир Гурин В той же галерее "Нико" прошел очередной фестиваль "Нико-фест", придуманный и курируемый пианистами Анной Генюшене и Лукасом Генюшасом. Нестандартные программы (в частности, музыка Ван Хольта и вечер "Греция. Мифы и легенды", который давал художественную и образовательную возможность проследить, как тема античности претворялась в музыке разных времен), как и участие лучших московских исполнителей обеспечили высокий уровень фестиваля, с его "палитрой композиторских стилей и музыкальных форм”. Концерт скрипача Бориса Бровцына в Малом зале Консерватории с партитами Баха привлек внимание и программой ("На концерте в Консерватории я играю три Партиты Баха, потому что лучше Баха пока что ничего не придумано. Он единственный композитор, у которого нет неудачной музыки. Вообще", говорил Бровцын), и личностью исполнителя, одного из лучших скрипачей наших дней. Плодотворным был сезон для адептов исторически информированного исполнительства. В "Зарядье" гастролировал прославленный Джон Элиот Гардинер и его коллективы – "Хор Монтеверди" и оркестр "Английские барочные солисты", они впервые приехали в Россию с единственным концертом музыки 17-го и 18-го веков. Кстати, книга Гардинера о Бахе вышла на русском языке в то же время. Вечер под названием "Моцарт и Сальери" с дирижером Стефано Монтанари творчески осваивал восемнадцатый век. Узнаваемый Моцарт тут предстал почти неизвестным - так тонко были вскрыты нюансы музыки. А малоизвестный широкой публике Сальери подавался как крупномасштабный композитор (кем он, конечно, и был) . Оркестр "Столетия" (Les Siècles), созданный французским дирижером Франсуа-Ксавье Ротом, обратился к эпохе европейского романтизма. Звучали Бетховен и Берлиоз. Да так, что не оторвешься. "Игра тембрами была как грандиозная битва", писали рецензенты. Концертный зал "Зарядье" предоставил Большой зал для дирижера Венсана Дюместра и его ансамбля Le Poème Harmonique. Французы привезли программу из редко исполняемых вещей, характерных для эпохи их написания. Программа "Анаморфозы" (по словам Дюместра, это произведения, "перемещённые из сферы светского, плотского в область сакральную") увенчалась "Miserere mei, Deus" Аллегри, знаменитым секретным мотетом Ватикана в исполнении двух многоголосных хоров. Стефано Монтанари. Фото: https://www.classicalmusicnews.ru/ Старинной музыке был посвящен и блестящий концерт Жорди Саваля и его оркестра "Le Concert des Nations" в том же зале. Программа "Посвящение земле. Бури, грозы и морские празднества в барочную эпоху". Это "панорама бурь природных и бурь волшебных, оживленных присутствием мифологических и аллегорических существ", исполненная с воодушевлением и тонким пониманием стиля. "Декабрьские вечера Святослава Рихтера" на этот раз были отданы британскому искусству, а поскольку музыкальный фестиваль в Музее изобразительных искусств всегда тесно связан с живописью, то 12 концертов были приурочены к большой выставке Томаса Гейнсборо. Звучала музыка 17 -20 веков, от английских вёрджиналистов до Бриттена. Концерты молодого дирижера Максима Емельянычева собирали полные залы, и не впервые, потому что Емельянычев ведет оркестры самобытно и творчески. Так было в "Зарядье", где маэстро руководил камерным оркестром "Солисты Нижнего Новгорода", и в Концертном зале имени Чайковского, где прозвучала оратория Гайдна "Времена года". Естественный вывод из этих концертов – за творчеством маэстро стоит следить. Опера и вокал Репертуар московских оперных театров был на редкость разнообразным. Спектакль "Сказка о царе Салтане" в Большом театре (опера Римского-Корсакова) сделана режиссером Алексеем Франдетти вместе со сценографом Зиновием Марголиным, хореографом Ириной Кашубой и художником по костюмам Викторией Севрюковой. За пультом стоял музыкальный руководитель театра Туган Сохиев. Дирекция Большого заказала команде семейный спектакль. Это вдохновило Франдетти на театральную игру с применением цирка и балета. И на "радость сказочной откровенности". "Дидона и Эней". Гаяне Бабаджанян – Колдунья. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр Оперу Перселла "Дидона и Эней"" прежде никогда не ставили в Большом театре. Постановку Венсана Уге не назовешь большой удачей, она модно политизирована, но при этом слишком рассудочна. Впрочем, нравственная коллизия спектакля – "сперва любил, потом бросил"– всегда актуальна. Пожалуй, самой ожидаемой премьерой сезона стал "Садко", которого в ГАБТе поставил режиссер Дмитрий Черняков – большой поклонник Римского-Корсакова. "Изменив детали сказочной буквальности, уйдя в иные, как бы прагматично обусловленные, миры, протестуя против понимания Римского-Корсакова лишь как этнографа, Черняков.. приблизился к пониманию метафизического замысла оперы". История человека наших дней, ищущего себя через погружение в сказочные миры новгородских былин, получилась тонкой и вскрывающей многие сложные смыслы. Плюс несомненные вокальные удачи. "Садко". Cадко – Нажмиддин Мавлянов. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр. Исполнилось 10 лет Молодежной оперной программе Большого театра, давшей миру много качественных солистов, что и было отмечено большим юбилейным концертом. "Похождения повесы” на музыку Стравинского – постановка режиссера Саймона Макбёрни. Это большая удача Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. "Макбёрни создал спектакль, в котором всё время восхищаешься упругой четкостью мизансцен. Ни единой лишней детали, ни одной длинноты". Но и пение солистов театра, а также приглашенного певца Богдана Волкова в главной партии впечатлило. А грустная история социального подъема и упадка молодого человека, сочиненная композитором по мотивам гравюр англичанина Хогарта, в российском контексте превратилась в понятный у нас рассказ о гибели души в тисках шального богатства. "Зимний вечер в Шамони" в том же театре — оперетта-пастиччо, составленная из фрагментов разных опусов. Премьера прошла в день 70-летия постановщика и художественного руководителя оперы Александра Тителя. "Это подарок, который юбиляр сделал самому себе". Действие происходит на модном горнолыжном курорте. А по форме это "театрализованный концерт, где смешались фрагменты шлягерных оперетт и совсем редких, пели их на нескольких языках, а содержание арий в титрах лишь частично совпадало с оригиналом, тяготея к необременительной злобе дня". В итоге получился бенефис оперной труппы. "Зимний вечер в Шамони". Фото: stanmus.ru Концертные исполнения опер – это знаменитый Уильям Кристи в Концертном зале имени Чайковского с ранней оперой Моцарта "Мнимая садовница", привезенной в Россию в год сорокалетия знаменитого ансамбля Les Arts Florissants ("Цветущие искусства") и 75-летия самого Кристи, главы "Цветущих искусств". Это "Бореады" Рамо в "Зарядье", его последний опус, привезенный чешским оркестром Collegium 1704. Прекрасная музыка, в которой смешались "традиционная барочная риторика, оборачивающаяся у Рамо союзом с интимностью рококо и "классицистской простотой видения мира". И наконец, а течение двух недель Москву с концертами посетили известные певицы. Выступление Асмик Григорян прошло в Большом зале консерватории, Клементин Марген и Соня Йончева пели в филармоническом Концертном зале имени Чайковского. Такое сопоставление весьма эффективно для анализа мировой вокальной картины. Конечно, множество интересных премьер и концертов пришлось перенести на будущее, а оно пока неопределенно. Будем надеяться, что все задуманное состоится.