Дом с историей: тюрьма — гимназия — бордель
Все, кто прогуливается по современному центру Ставрополя, проходят мимо аккуратного двухэтажного здания, расположенного в десятке метров от входа в Центральный парк. Сейчас здесь находится школа для глухонемых детей, но за свою многолетнюю историю стены особняка успели повидать очень многое. Бабий острог Первая постройка на этом месте — неприметный деревянный барак — появилась еще в XIX веке. Ее возвели на углу улиц Барятинской и Острожной (ныне Комсомольская и проспект Октябрьской революции), рядом с Бабиной рощей — живописной парковой зоной, которая принадлежала отставному поручику Матвею Бабину. В бараках была пересыльная тюрьма для мужчин, которая также носила название «тюремный замок». Позже там стали содержать и женщин. «С постройкой в начале 40-х годов позапрошлого столетия нового здания тюрьмы на южном выгоне города в старом стали содержаться подследственные и осужденные женщины, отчего тюрьму еще тридцать лет именовали „бабьми острогом“», — писал в своей книге «Старый Ставрополь» краевед Герман Беликов. Судьба этого места изменилась, когда городу потребовалась место под просторную гимназию для девочек из семей разночинцев, мещан и купцов. Женская гимназия на тюремном фундаменте В 1861 году в Ставрополе появилось уже второе женское учебное заведение — училище с тремя основными и одним подготовительным классом. Оно расположилось в небольшом доме на улице Александрийской (ныне улица Советская). Первый набор состоял из 75 девочек, однако с каждым годом число учениц росло, а само училище меняло разряды до тех пор, пока в 1872 году ему не было присвоено звание гимназии. В этот момент и встал вопрос о новом здании. Все взгляды обратились на ту часть города, которая была занята деревянными бараками «бабьего острога». Городская Дума приняла решение подарить место гимназии «на правах вечной неотъемлемой собственности». Строительство велось на пожертвования горожан и гостей Кавказа. Самую крупную сумму, 40 тысяч серебром, внесла княгиня Ольга Федоровна Романова — супруга Михаила Николаевича, младшего сына императора Николая Первого. Гимназия стала именоваться Ольгинской в честь благотворительницы. В 1876 году «бабий острог» был переведен в другое помещение. Архитекторы Соколовский и Прозоровский занялись проектом новой гимназии. И спустя время на месте мрачного здания появилось новое из серо-желтого ракушечника. Вот что об этом писал гимназический учитель В. Сергеенко: «По счастливой случайности на развалинах пересыльной тюрьмы явился и вырос чудный храм просвещения. Там, где, казалось, должны были раздаваться лишь стоны и проклятия, где должны были слышаться только слезы и вопли отчаяния, ныне совершается мирная культурная работа на пользу родины, возносится благодарственный гимн к небесам и неумолчно звучат веселые детские голоса». Здание спроектировали в стиле классицизма. Фасад был обращен на улицу Воронцовскую, которая ранее носила название Острожной. Центральный вход украшал фронтон. Внутри было светло и просторно — там расположились классные комнаты, учительские, библиотека, буфет и гимназический зал. В 1884 году на втором этаже в центральной части здания появилась домовая церковь. Главный ее артефакт — икона Спасителя — была подарена княгиней Ольгой Федоровной. Однако церковь ждала печальная участь: в 1930 годы был снесен купол, а во время войны авиабомба уничтожила ее окончательно. Здесь были: советский мистик и героиня долга Ольгинская женская гимназия отличалась удивительными выпускницами. Самые известные из них это Римма Михайловна Иванова — сестра милосердия, единственная женщина Российской империи, получившая орден Святого Георгия Победоносца, а также писательница Ольга Дмитриевна Форш. О том, что Римма Иванова училась в ставропольской женской гимназии, говорит мемориальная табличка в ее честь. Девушка была сестрой милосердия в годы Первой мировой войны, совершила подвиг — подняла солдат в атаку после гибели двух офицеров роты и сама погибла в бою. Тогда ей был 21 год. За свой героизм получила высшую воинскую награду того времени — орден Святого Георгия Победоносца — посмертно. Современники называли Римму Иванову «российской Жанной д’Арк». — Причина такого становления личности была во многом в системе образования Ольгинской гимназии. Девушек обучали не только наукам и хорошим манерам, в учреждении на высочайшем уровне было патриотическое воспитание, — рассказывает Роман Нутрихин, историк, краевед и журналист. — Им рассказывали о Жанне Д’Арк, о сестрах милосердия, рискующих своими жизнями и защищающими Отечество. Они читали книги о подвигах женщин в мировой истории, о женщинах-христианках и так далее. Другая выпускница — советская писательница Ольга Форш, достаточно знаменитая в свое время и почти забытая в наши дни. Она была основоположником советского исторического романа — так о ней отзывался Горький, с которым они были хорошо знакомы. Ее самые знаменитые романы — «Одеты камнем», «Михайловский замок», «Радищев». Благодаря ее произведениям советские люди узнавали историю через призму беллетристики. В «Ольгинке» она оказалась неслучайно. Ее отец был известным военным генералом на Кавказе. Родилась она в Дагестане в крепости Гуниб, а потом вместе с семьей переехала в Ставрополь. — По ее собственным воспоминаниям, колоссальное влияние на ее становление как писателя оказал Ставрополь, Кавказ, его удивительная природа и патриотический дух, который царил в Ольгинской гимназии. Там пытались воспитать не просто хороших жен и матерей, но и достойных дочерей своего Отечества, — рассказывает Роман Нутрихин, написавший книгу об этой женщине. Впрочем, есть в биографии Ольги Форш и загадочные пятна. По данным биографов, писательница увлекалась оккультизмом, была членом Теософского общества, участники которого верили в возможность общения с потусторонним миром, и даже брала уроки у известного парижского мага Папюса. Из царской России в эпоху Советов После Октябрьской революции гимназию превратили в школу-девятилетку со спортивным уклоном. Теперь вместо углубленного изучения педагогики дети в ней осваивали пирамиды и турники. Так было до начала Великой Отечественной войны. Тогда здание заняли советские военные, а когда в 1942 году в город пришли немецкие солдаты, бывшие классы и вовсе превратились в бордель. Оккупация Ставрополя длилась полгода. Когда гитлеровцы уходили из города, они заминировали много школ, в том числе и «Ольгинку». Взрыв разрушил только центральную часть, поэтому сразу после расчистки завалов началось восстановление здания. И на вчерашнем пепелище снова открылась школа, а точнее, две — мужская и женская, каждая в своем крыле. Вот как вспоминала о тех годах в одном из выпусков газеты «Ставропольской правды» журналист Тамара Коваленко: «Лично мне школа запомнилась такой, какой она оказалась после оккупации, когда в летние каникулы я работала там техническим секретарем. Центральная часть здания была разрушена, занятия велись только в левом крыле. Директором был Сергей Григорьевич Брюзгин. Несмотря на сильную хромоту, он неустанно добивался полного восстановления здания. Благодаря его заботам в классах всегда было тепло, уютно, чисто». Кстати, раздельный тип обучения недолго просуществовал в восстановленной школе. Вскоре классы соединили, а вот от бывшего ранее «спортивного уклона» отказались. Его сменило углубленное изучение английского языка, что сделало из школы престижное учебное заведение. В конце 70-х годов школа № 1 с углубленным изучением языка переехала в другое здание, а сюда заехали новые «постояльцы». Пластик и штукатурка современности Уже около 40 лет здание по адресу проспект Октябрьской Революции, 24 занимает специальная коррекционная школа-интернат для глухих детей. Оно досталось интернату в аварийном состоянии, ремонт растянулся на годы: менялись полы, возводились перегородки, реконструировалась кухня и классные комнаты. Изменился и экстерьер гимназии: стены были оштукатурены и выкрашены в дымчато-белый цвет, окна сменили на пластиковые. Единственный диссонанс в элегантный внешний вид школы вносит пристроенный к основному зданию трехэтажный серый блок. — В новом здании расположилась школьная библиотека, мастерские, столовая, большой спортивный зал и учебные кабинеты, — рассказывает о нынешнем обустройстве школы-интерната заместитель директора Елена Силина. — А в той части школы, где раньше располагалась Ольгинская гимназия, сейчас находятся классы, малый спортивный и актовый залы, дошкольные группы, учебные кабинеты, кабинеты дополнительного образования. Часть каждого из этажей занимают спальные комнаты девочек и мальчиков. Сейчас в бывшей «Ольгинке» обучаются 175 ребят. Историческое здание для них не просто школа, это буквально второй дом. Здесь они учат уроки, занимаются спортом и творчеством пять дней в неделю, а на выходные и каникулы уезжают домой к родителям. Правда, содержание исторического здания дается администрации нелегко. — Здание очень старое, под ним находятся грунтовые воды, из-за которых фундамент проседает с каждым годом все ниже и ниже. Бывает, что у нас в подвалах вода стоит, — говорит Елена Николаевна. — Вдобавок старая электропроводка и нуждающаяся в ремонте крыша. А еще нам не хватает помещений, потому что с каждым годом учеников становится все больше и больше. Но, несмотря на неурядицы, беглого взгляда на гимназию изнутри достаточно, чтобы понять: и бывшим гимназисткам, и нынешним школьникам повезло с наставниками, которые заботятся не только о них, но и о самом здании.