Что скрывается за медиаобразом журналиста

Журналистика многим представляется профессией мечты. Со стороны кажется, что в этой работе нет ничего сложного. Достаточно просто не бояться завязать разговор, даже с незнакомцем на улице. Но так ли это на самом деле? О подводных камнях в журналистике, значении образования и личного опыта говорим с теми, для кого эта сфера давно стала делом жизни. Что в имени тебе моем? Журналистская деятельность влечет людей, не способных сидеть на месте. Для них постоянные командировки, суета и водоворот событий — привычное дело. Никита Аргылов, директор департамента коммуникации и медиа ШИГН ДВФУ, говорит, что многих молодых людей эта профессия привлекает именно романтикой: «Журналист бывает в таких краях, о которых большинство людей только мечтают или вообще не задумываются. Люди прислушиваются к тебе, когда подыскивают место для отпуска, твои статьи помогают разобраться в политических процессах, мотивируют подняться в горы. Силой убеждения можно менять общество к лучшему. Ведь не зря говорят, что журналистика — это четвертая власть». «Наша профессия привлекательна прежде всего тем, что дает возможность дотянуться до людей, с которыми ни при каких других условиях человек бы никогда в жизни не смог встретиться, и научиться у них чему-то. Журналистика дает возможность неограниченного роста, широкую перспективу для развития личности», — считает генеральный директор и главный редактор делового еженедельника «Конкурент» Виктор Старицин. Арт-журналист Ольга Зотова отмечает, что журналистика требует постоянного включения: «Ты всегда в эпицентре событий, в потоке информации. Привыкнуть к этому нельзя — только принять и наслаждаться. По-настоящему медийному человеку комфортно жить в динамичном темпе». Какие же качества отличают обычного человека от медийщика? Профессиональные журналисты практически единогласно отвечают: любознательность и пытливый ум! Именно эти черты, по мнению кандидата политических наук, руководителя образовательной программы «Журналистика» ДВФУ Ларисы Распутной, открывают двери в мир медиакоммуникации. «Журналист должен знать если не все, то многое. Причем из разных сфер. Иногда приходится писать о том, что тебе не интересно. И что же теперь, забрасывать работу? Да и аргументы легче приводить, когда кругозор широк», — говорит Лариса Распутная. Помимо умения разговорить даже соседскую собаку и таланта к написанию заметок нужно еще научиться правильно и дорого себя «продавать», уверен Никита Аргылов. А для этого будущему журналисту понадобится неплохое портфолио, готовить которое стоит еще со школы. Творческий конкурс Для поступления на специальность «мультимедийная журналистика» требуется прохождение творческих испытаний, подготовиться к которым требуется заранее. Еще в школе будущие студенты журфака начинают пробовать себя в написании текстов и публикации их в различных медиа. Такая практика, а именно качество работ, по словам доктора филологических наук, профессора Людмилы Васильевой, значительно увеличивает шанс абитуриента на поступление, повышает его конкурентную способность. Следующим важным фактором для успешного прохождения вступительных испытаний является наличие у юного журналиста «любимчиков» в профессиональной сфере. «Прежде всего нужно интересоваться СМИ и медиа. У школьника есть любимый журналист, любимая передача. Мы не хотим услышать ожидаемые ответы — нам нужна уверенная позиция говорящего. Представим, что ты считаешь Пушкина плохим поэтом. В школе твоему мнению не обрадуются, даже если ты приведешь непробиваемые доводы, но университет — совсем другой случай. Твоя точка зрения имеет право на жизнь, если она обоснованна. Журналистика — это ведь плюрализм мнений», — советует Лариса Распутная. Если вы не уверены в выборе специальности, ДВФУ дает возможность проверить свои умения и знания на практике еще в школе. Например, в апреле было объявлено о первой премии в области детской и юношеской журналистики и общественных коммуникаций. «Участие в подобных мероприятиях — отличный способ выяснить, твое ли это дело», — считает Лариса Распутная. Учение — свет? Не утихают споры о том, нужно ли профильное образование журналисту. Преподаватели университета настаивают, что без теоретических знаний далеко не уйдешь. Действующие журналисты утверждают, что навык рождается из постоянной практики. «Природа этой специальности — ремесленная, — говорит Виктор Старицин, — здесь не требуются фундаментальные знания, нужно лишь иметь некую склонность. В режиме подмастерья автора научить намного проще и быстрее, чем в аудитории вуза. Поэтому я считаю, что в наше время срок обучения в университете нашему делу может быть сокращен до двух лет. Потом всех нужно в обязательном порядке отправлять работать. Но это требует глобальной перестройки образовательной системы и вряд ли возможно. Поэтому люди и дальше будут бесполезно тратить свои лучшие годы в вузах». «Для того, кто хочет стать профессионалом в нашей сфере, как и раньше, главное — любопытство ко всему происходящему, стремление разобраться в том, как мир устроен. Даже при полном отсутствии изначальных литературных способностей сегодня можно достичь мастерства в нашей ставшей очень разнообразной отрасли», — отмечает главный редактор «Конкурента». Однако на журфак ДВФУ каждый год поступает очень много талантливых молодых людей, стремящихся получить образование, прежде чем начать работать. Татьяна Прудкогляд считает, что для успеха журналисту мало обладать хорошим слогом. «Журналистика — это не только вдохновение. Здесь, как и в любой специальности, есть теоретическая база. Когда человек, пришедший в журналистику из другой сферы, заявляет, что корреспонденту не нужно специальное образование, он занимается подрывом. Он против того, чтобы профессия развивалась как сообщество. А ведь именно в сообществе происходит обмен опытом и развитие медиаотрасли. Журналисту нужно разбираться в жанрах, знать особенности медийных систем и уметь работать с информационным потоком», — говорит доцент Татьяна Прудкогляд. Университет стремится создавать условия, в которых студент будет не только сидеть за партой, но и проявлять себя в различных сферах. «Для успеха нужно проявлять инициативу, предлагать идеи. И ДВФУ поддерживает такие начинания. В наших стенах деятельные студенты не тратят время впустую, реализуют собственные проекты. К примеру, сейчас проходит конкурс по созданию инновационных стартапов, где можно получить три миллиона рублей на воплощение полезного проекта. Рассматриваются биологические темы и проблема утилизации отходов. Кажется, сфера совсем не для журналистов, но человека надо убедить, что так жить нельзя, и в данном случае на помощь может прийти реализация коммуникационных кампаний в различных медийных каналах. Кроме того, мы стараемся выявлять талантливых студентов и предлагаем им помощь, приглашаем к сотрудничеству преподавателей-практиков, чтобы выпускникам потом не пришлось «доучиваться». Индивидуально работаем с теми, кто достойно себя проявил», — рассказывает Никита Аргылов. От теории — к практике Мало просто получить образование. Важно найти стабильную работу, приносящую удовольствие и заработок. Чего ждут от молодых специалистов в редакциях? Опираясь на опыт работы главным редактором, Никита Аргылов рассказывает, что важно найти область, в которой вы сможете хорошо себя проявить. Виктор Старицин отмечает, что в редакции ждут журналистов, которые «хотят стать профессионалами, хотят работать, стремиться к росту. Но таких единицы, основной массе выпускников ничего не нужно, особенно совершать какие-то усилия в работе над собой. Можно стать профи, но для этого нужно тренироваться путем непрерывного совершения двух видов действий: начать много читать и много работать (писать) в режиме подмастерья, напросившись к какому-нибудь мастеру, который и откроет все секреты». В журналистику идут за большими гонорарами и активной жизнью, и в этой сфере труд и стремление к самосовершенствованию — в большой цене. Как говорит директор департамента коммуникаций и медиа ДВФУ Никита Аргылов: «Если ты делаешь хороший продукт, работаешь над ошибками и видишь рост, то тебя возьмут на хорошую работу. Да, сегодня ты получаешь 20–30 тысяч, но раз тебе тесно в этих рамках, ты делаешь контент и стремишься к большему. Твои труды заметят, оценят их качество и предложат работу за 40–50 тысяч и больше».

Что скрывается за медиаобразом журналиста
© Konkurent.ru