В Москве открывается пассажирская речная навигация — отрасль входит в сезон с большими потерями
В Москве с 23 июня открывается пассажирская речная навигация. О готовности городских причалов ранее отчиталась мэрия. Из-за пандемии коронавируса и режима самоизоляции начало сезона в 2020 году отложили почти на два месяца. Обычно речные трамваи начинали ходить уже в апреле-мае. «Мы слишком долго ждали этого праздника»,— говорят в столичных судоходных компаниях. Они решили самостоятельно организовать фейерверк в честь запоздалого открытия сезона. Коронавирусные ограничения сильно ударили по речной навигации, и их снятие — большая радость. До вируса билеты на летние прогулки по реке начинали продавать еще в марте. В 2020 году к этому сроку пришлось остановить все. Выживать тяжело. В компании «Речфлот» Business FM рассказали, что расстались с половиной персонала офисов и теплоходов, сократили расходы и отказались от части складских и офисных помещений. Потери в компании оценивают минимум в 200 миллионов рублей. И еще остались долги по зарплате и аренде, которые нужно погасить до середины осени. Помощи от государства нет и, кажется, не будет, говорит генеральный директор «Речфлота» Александр Землянский. Александр Землянский генеральный директор «Речфлота» «Деятельность внутреннего водного транспорта, соответствующий ОКВЭД, он до сих пор не внесен в перечень наиболее пострадавших отраслей. Ни пассажирский транспорт, ни грузовой. Хотя очевидно, что те же рестораны, салоны красоты, СМИ, пресса, сувениры работают, в принципе, круглый год. Мы работаем только с мая по октябрь, но наш ОКВЭД до сих пор не попал [в перечень]. На поддержку от государства мы рассчитывать не можем. Мы изначально понимали, что предоставлены сами себе и выживать будем самостоятельно. Поэтому я с полной уверенностью заявляю, что вся поддержка государства для предприятий внутреннего водного транспорта — это фикция». Аналогичная ситуация и в других компаниях. В этом бизнесе сезон кормит весь год. Можно ли будет заработать достаточно, чтобы хватило до следующего лета, — большой вопрос. Пока речники, сколько могут, снижают цены на билеты, но тут сильно не размахнешься: цены на топливо не изменились и операционные издержки те же. Спрос на прогулки по Москве-реке пока минимальный и если восстановится быстро, это будет чудо, говорят предприниматели. Большая часть пассажиров речных трамвайчиков — туристы, в том числе иностранные. Туристов в Москве нет, и неизвестно, когда они вернутся. Иностранцев не пускают, свои ехать боятся. Надежды на спрос со стороны москвичей нет, традиционно у жителей города прогулки по реке не так востребованы, как у гостей. В числе антикризисных мер у компаний — переориентация на более длительные путешествия, на один-два дня. Такие поездки возобновятся к июлю, но и в этом сегменте не все ладно. Речные туристы — это чаще люди пожилого возраста, из-за пандемии многие просто сдают билеты, купленные на сезон-2020, говорит заместитель генерального директора по туризму круизной компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова. Светлана Гончарова заместитель генерального директора по туризму круизной компании «Мостурфлот» «У нашей компании отменилось около 40 круизов. Для бизнеса это очень нехорошо. За все время самоизоляции мы не продавали свой продукт, не понимали, когда мы можем открыться и выйти в навигацию. Те рейсы, где глубина продаж была хорошая, там и загрузка более или менее нормальная. Хотя в этот период у нас теплоходы идут уже практически битком, без свободных кают. На данный момент картина немного другая: мы вынуждены в срочном порядке начинать продажи. При этом еще и офис у нас закрыт, мы открываемся 23 июня только на посещение туристов. А очень многие туристы наши все-таки желают приехать в офис оплатить путевку либо переоформить свой отмененный круиз на более поздние даты. Поэтому ситуация тяжелая для бизнеса». По словам Светланы Гончаровой, отказываются от купленных туров примерно 70% круизных туристов. При этом возвращать им деньги за билеты пока нечем, средства остаются на депозите клиента с возможностью оплатить ими поездку в более поздние сроки. Рассматривается возможность частичного перехода с длительных на короткие туры, но как распределится спрос — пока непонятно. Как туристический бизнес, круизные компании ждут государственной поддержи, но пока денег они не получили и выкручиваться приходится самим.