Фитнес уходит в сеть: онлайн-тренировки могут стать новым спортивным трендом
Во время вынужденной самоизоляции огромную популярность приобрели онлайн-тренировки. До карантина многие регулярно посещали фитнес-клубы и привыкли к нагрузкам, другие просто не хотят растолстеть, сидя дома. Большинство компаний транслируют занятия в своих соцсетях и отмечают стремительный рост числа подписчиков. Специальные проекты запустили также онлайн-кинотеатры, и им тоже удалось привлечь новых клиентов. Это вдохновило отрасль на новые идеи, и после отмены ограничений игроки планируют развивать онлайн-направление. Тем более что многие клубы могут прекратить существование, и людям просто некуда будет прийти. Фитнес-центры ушли на карантин из-за пандемии COVID-19 в конце марта. Все это время они терпят большие убытки – платят аренду и зарплаты сотрудникам. По прогнозам самих игроков рынка, из-за длительного простоя могут обанкротиться до 70% фитнес-компаний. В России в этой сфере заняты более 760 тыс. человек, а количество посетителей фитнес-клубов оценивается примерно в 5 млн человек. Пытаясь как-то выжить и не растерять персонал и клиентов, клубы пошли в онлайн: проводят тренировки на своих YouTube-каналах и в соцсетях, записывают видеоуроки с тренерами и диетологами. На онлайн-ресурсах транслируются те же тренировки, что проводились в залах в обычное время: йога, функциональный тренинг, пресс, стретчинг, танцевальные программы, программы Les Mills, силовые классы, пилатес, детский фитнес и даже медитация. В условиях самоизоляции оказался востребованным новый, короткий формат тренировок – многие сети напустили 15- и 20-минутные программы, которые невозможно проводить в залах, а для дома они, напротив, очень удобны. Часть фитнес-компаний пытается продавать этот контент, другие транслируют его открыто для всех желающих. Занятия спонсируют известные бренды, размещают популярные онлайн-кинотеатры и стриминговые сервисы. Тренировки в соцсетях В условиях самоизоляции все это пользуется огромной популярностью. Кризис открыл новые возможности и пути для развития, и вынужденная мера превратилась в популярное направление, рассказал «Профилю» генеральный директор сети фитнес-клубов World Class Николай Прянишников. «Через день после закрытия клубов мы запустили на наших ресурсах в Instagram и YouTube онлайн-тренировки, и этот проект стал невероятно востребованным. Кроме того, мы запустили сервис персональных онлайн-тренировок через приложение World Class 2.0.», – рассказал он. Скачал – отжался: как держать форму на домашнем карантине О популярности сервисов красноречиво говорят цифры: с момента запуска онлайн-тренировок количество подписчиков в Instagram сети выросло с 78 до 307 тыс., а в YouTube – c 3 до 67,6 тыс. Общий охват просмотров за это время в Instagram составил 7,5 млн чел., а в Youtube – 4,3 млн. И эти цифры постоянно растут – ежедневно трансляции смотрят в 225 городах и 34 странах. Из всевозможных онлайн-форматов самые популярные – live-стримы в соцсетях Instagram и YouTube, отмечает директор по фитнесу X-Fit в России Ирина Троска. Трансляции сети регулярно смотрит порядка 100 тысяч подписчиков. Меньшим успехом пользуются дистанционные персональные тренировки и онлайн-марафоны. Так или иначе, каждое направление онлайн-услуг востребовано по-своему. «Мы предполагали, что наиболее востребованными окажутся тренировки, направленные на снижение веса. Но, как показывает наша статистка, самыми популярными стали тренировки по базовой активности. Это говорит о том, что люди не столько стремятся к результатам, сколько понимают важность двигательной активности, – хотят выполнять незамысловатые физические упражнения, учиться делать их технически грамотно и не поддаваться гиподинамии», – пояснила Троска. К концу второго месяца самоизоляции из-за общей усталости людей их фитнес-активность заметно снизилась, рассказала она. Например, изначально стримы на YouTube набирали по 5–6 тысяч просмотров, а сейчас среднее количество просмотров варьируется от 600 до 2 тысяч. «Если сравнивать с апрелем, когда в онлайн-марафонах приняли участие порядка 600 человек, сейчас вовлеченность аудитории резко и сильно упала. Поэтому логично предположить, что на данный момент, когда люди уже изнывают от бездействия и желания вырваться на свободу, концентрация на тренинге уже не та», – отметила Троска. Не монетизация, но инвестиция Однако денег онлайн-тренировки практически не приносят. Российская аудитория еще не привыкла платить за digital, да и многие сами вынуждены сократить расходы. По оценкам Forbes, пока на рынке нет компаний, у которых получилось бы за счет онлайн-фитнеса покрыть хотя бы 20% своих расходов. В World Class онлайн-тренировки проходят бесплатно на всех ресурсах, платные только персональные занятия в мобильном приложении. Компания не проводит сокращений, но взяла большой кредит, чтобы выплачивать зарплаты, признался Прянишников. «Оплату за реализацию онлайн-услуг мы производим, но все остальные расходы за счет дистанционных услуг покрыть нереально – они практически не монетизируются, тем более сейчас», – считает Троска. Период самоизоляции для многих видов бизнеса – это время инвестиций, говорит руководитель по маркетингу Okko Спорт Олег Манжа. Онлайн-кинотеатр Okko при поддержке крупных спонсоров запустил целый проект #ФитнесПротивВируса. Это часть бесплатной медиатеки «Когда мы дома». «Мы предоставляем доступ к огромной части контента бесплатно или за символическую плату и всего лишь надеемся, что в будущем пользователи будут осознанно подходить к выбору онлайн-кинотеатра, делая выбор в пользу того, который был с ними в сложный момент. Судя по росту платящей аудитории в Okko, многие пользователи уже сделали свой выбор», – рассказал он. Зато благодаря проекту в сервисе появилось много новых клиентов, отмечает Манжа. В Okko более 60 онлайн-тренировок, охватывающих почти все направления современного фитнеса для пользователей разных возрастов. Популярность проекта превзошла все ожидания: вместе они набрали уже более 15 миллионов просмотров. По его словам, на момент старта проекта его рассматривали как ответ на запрос времени, но сейчас есть понимание, что потребление изменилось и интерес к онлайн-тренировкам продолжит расти и после завершения самоизоляции. «Мы живем в момент перемен – потребление товаров и услуг переосмысливается. Мы считаем, что фитнес-тренировки – это вид активности, который успел доказать свою эффективность в онлайн-формате, поэтому его потребление в такой форме будет расти. Мы продолжим развивать это направление и будем предлагать пользователям новые уникальные возможности онлайн-тренировок», – рассказал представитель онлайн-кинотеатра. Это мнение поддерживают и представители фитнес-компаний. «Как показывает практика, это очень перспективное направление, которое может успешно развиваться параллельно с офлайн-бизнесом», – говорит Николай Прянишников. Выйти из сети Для многих digital-фитнес стал обыденным явлением и способом быстро размяться между домашними делами. Но не составят ли онлайн-программы конкуренцию фитнес-клубам после отмены карантина? Ведь это серьезная экономия денег, да и многие уже оценили удобство домашних тренировок. Кроме того, если прогнозы представителей индустрии оправдаются, большая часть клубов в шаговой доступности от дома просто закроется, а трансляции останутся доступными. Излишне весомый аргумент В фитнес-клубах считают, что это направление, напротив, станет хорошей возможностью для привлечения новых клиентов и более разнообразных услуг. «Мы уверены, что, как только станет возможным возврат к нормальным тренировкам, многие с радостью вернутся в клубы, а те, кто за это время полюбил наши онлайн-занятия, еще не будучи членами фитнес-клубов World Class, обязательно станут ими. Кроме того, наши трансляции смотрят в самых разных городах и странах мирах, где World Class не представлен, и вот эти наши друзья наверняка останутся с нами в режиме онлайн», – говорит Прянишников. Онлайн – не только необходимая мера для поддержки членов клубов, но и возможность познакомить людей с основным фитнес-продуктом, считает Ирина Троска. В X-Fit предполагают, что у аудитории будет интерес к гибридным продуктам, которые будут сочетать в себе дистанционные тренировки и офлайн. «Сейчас работаем в этом направлении – продумываем варианты карт и их наполнение с учетом актуальности онлайн-продукта для тех, кто привык за время карантинных мер тренироваться дома или по профессиональным причинам часто путешествует и не может посещать физкультурно-оздоровительные комплексы регулярно. Онлайн – это дополнительная мера, которая не может стопроцентно заменить качественный тренинг в фитнес-клубе или в аутдор-формате в компании инструктора. Но он удобен, экономичен и гибок, что в условиях современной действительности крайне важно для потребителей», – поделилась Троска. В отрасли убеждены, что при правильном позиционировании онлайн-тренинг может постепенно стать неотъемлемой частью жизни и помочь людям полюбить спорт.