Повышаем мобильность: в газетах НОИЦ внедрена редакционно-издательская система AxioCat
Фото ВоложанинПовышаем мобильность: в газетах НОИЦ внедрена редакционно-издательская система AxioCatНижегородский областной информационный центр — это девять газет, а также информационные сайты и аккаунты в соцсетях. Этими активами холдинга необходимо эффективно управлять, а процесс подготовки контента сделать прозрачным и понятным на всех этапах. Поэтому встал вопрос внедрения одной из редакционно-издательских систем, на базе которых работают все мировые и крупные отечественные СМИ. Государственное автономное учреждение Нижегородской области «Нижегородский областной информационный центр» («НОИЦ») было образовано в мае 2017 года. В холдинг сразу вошли шесть газет: «Нижегородская правда», «Новое дело. Областной выпуск», «Нижегородский спорт», «Нижегородские новости», «Земля нижегородская», «Голос ветерана» — и одно сетевое издание Pravda-nn.ru. В начале 2019 года было принято решение о внедрении редакционно-издательской системы. В течение нескольких месяцев велась подготовка. Были изучены возможности нескольких комплексов: VJOON K4, WoodWing, Quark Publishing System, AxioCat. В итоге выбор был сделан в пользу отечественного AxioCat, отвечающего современным требованиям для медиабизнеса. Был проведен аудит имеющегося в учреждении оборудования, приобретено недостающее, в том числе еще один сервер. Коллектив НОИЦ был поделен на группы, и в течение нескольких недель сотрудники проходили обучение работе в незнакомой системе AxioCat. Осенью 2019 года редакции газет, входящих в холдинг, по очереди начали переходить на работу в AxioCat. Переход завершился в конце марта 2020 года.Редакторы издаваемых НОИЦ газет рассказали, как изменилась работа редакций после внедрения издательской системы AxioCat, плюсы и минусы цифровизации. Лариса Авдеева, главный редактор газеты «Нижегородская правда»: — Честно говоря, известие о внедрении единой издательской системы AxioCat многие из нас, махровые газетчики, поначалу восприняли в штыки. Конечно, статьи уже давно сдавались и вычитывались в электронном виде. Но в новой системе даже первый этап «назначения» текстов редактору и корректору казался кучей лишних и бессмысленных манипуляций. Чем копошиться в «портфеле номера», заполнять там нужные «фреймы», не проще ли просто послать статью по электронной почте? А как следить за вёрсткой дальше? Ведь система предполагала только работу в электронном формате. Но в компьютере часто не заметишь то, что увидишь на бумаге. В общем, коллектив был полон тревожных ожиданий… И поначалу они начали сбываться. Если тексты на вёрстку «назначались» исправно, то дальше начиналась полная чехарда. Сокращения, подписи к снимкам — несмотря на кажущуюся легкость, в системе всё это давалось не без усилий. Слетали шрифты у главок в статьях, отдельные куски текста поддавались правке только у дизайнеров, но к ним не было доступа у журналистов. Вдобавок, на вёрстке в последний момент пару раз полосы просто схлопывались и исчезали. Оказалось, причиной были «битые» снимки, которые обычный InDesign принял бы на раз. Однако после первого ступора стали обнаруживаться и плюсы новой системы. Внести оперативную информацию в уже написанный текст можно за пять минут. Теперь мы без проблем меняем местами целые куски текста, сразу же подогонав их в нужный размер. Если раньше дизайнер больше часа ожидал правок и сокращений, пока сигналка сделает полный круг между журналистом, корректором и дежурным редактором, то сейчас это стало происходить в режиме онлайн. Кроме того, если автор текста пишет основной текст, то редактор может одновременно писать вводку, а дизайнер в это же время добавить иллюстрацию для редактируемого текста. Ну а когда в связи с пандемией редакция частично перешла на дистанционный формат работы, система оказалась просто незаменимой. Даже сидя по домам, порой в разных городах, мы обменивались текстами, пожеланиями по вёрстке, вносили правки. Дежурные редакторы вычитывали полосы, не приходя в офис. Мы стали встречаться только на окончательном этапе вёрстки. Да и то, как показала практика, сдать газету в печать вполне можно в режиме удалёнки. Так что, после почти нескольких месяцев обучения, напряжения и притирок, пожалуй, уже никто в редакции уже не будет спорить — мы сделали важный и нужный шаг вперёд. Андрей Клещев, главный редактор газеты «Нижегородские новости» — Издательскими системами в той или иной мере пользуются все солидные печатные издания нашей страны, Европы, да и мира. До недавнего времени печатные СМИ нашего холдинга были лишены такого подспорья. Сейчас система в холдинге есть, работает, успешно освоена всеми сотрудниками. После некоторого времени работы в издательской системе AxioCat можно оценить насколько удобнее, проще, системнее стало работать. По сути внедрение системы перевело работу редакции в цифровой формат. Если коротко, то можно выделить ряд преимуществ в работе редакции с использованием AxioCat: Полностью исчезли бумажные распечатки материалов. Это привело к существенной экономии на покупке бумаги и расходников для принтеров. Исчезла необходимость выделять дополнительное место на серверах для хранения архива материалов, фото и готовых PDF-файлов (все хранится в системе). Ускорилось время прохождения материалов от корреспондента через редактора и корректора на верстку. Значительно упростилось и ускорилось внесение правки в материалы, подгонка по месту (удаление «хвостов», ликвидация «дыр» и т. д.). Есть возможность отслеживания материала на любой стадии их подготовки (написания, правки, верстки). Введение системы позволило оптимизировать структуру газеты (наряду с «плавающими» макетами можно использовать «жесткие» макеты, для постоянных полос. Причем корреспонденты пишут материалы в конкретно заданное место и конкретного объема, что значительно ускоряет процесс создания готового макета полосы). В систему внедрены многочисленные шаблоны полос, что увеличивает вариативность визуального восприятия издания. В системе добавлены средства коммуникации, что практически исключает «хождение» сотрудников по отделам, а это, в свою очередь, убыстряет процесс. Возможность работать с системой на «удаленке». В период коронавирусной инфекции журналисты готовят материалы дома, но при этом, благодаря системе, они видят в реальном времени на домашних компьютерах, что происходит с текущим номером газеты, стадию изготовления полос, свои материалы, понимают, где надо добавить, а где убавить. Есть возможность мгновенного создания PDF-файла любой полосы, что значительно убыстряет «согласование» материалов с рекламодателями и героями интервью. Все готовые полосы выводятся на большой экран, на котором содержание номера обновляется в реальном времени. Это позволяет снизить процент ошибок, оценить «узкие» места, увидеть дизайнерские «ляпы», особенно при просмотре разворотами. Нелла Прибутковская, заместитель главного редактора газеты «Новое дело. Областной выпуск»: — До перехода на издательскую систему работа в нашей редакции осуществлялась следующим образом. Журналист готовил материал, распечатывал его со специальной шапкой и отдавал на вычитку редактору. Редактор читал материал, вносил при необходимости правки: либо от руки на бумаге, либо, если правки было очень много, сразу в компьютере (но тогда текст нужно было снова распечатать). После этого материал направлялся к корректору. Тот сначала вычитывал материал на бумаге, одновременно внося правку и в распечатанный текст, и в текст на компьютере. Затем материал направлялся уже к дизайнерам, которые начинали его верстать. Заверстанная полоса выводилась на «сигналке» для того, чтобы корректоры могли снова вычитать тексты. После внесения уже всех корректорских правок, в чистом виде полоса попадала в руки редактора, который проверял наличие ошибок, верстку, соответствие снимков и т.д. В случае обнаружения ошибок редактор делал правки от руки, после чего дизайнеры вносили их в компьютере. Если правок было очень много, «сигналка» выводилась снова. И только после этого, редактор, сверив внесенные правки, подписывал ее в печать… Внедрение системы AxioCat поначалу было встречено с лёгкой настороженностью. Пугало обилие технических подробностей, а алгоритм действий казался непростым. На привыкание к новым правилам и запоминание последовательности действий ушло в общей сложности около месяца. После этого новая программа перестала пугать и стали очевидны её достоинства. Во-первых, возможность работать дистанционно, даже из дома. Во-вторых, возможность оперативно вносить правку в материалы и сверстанные полосы самому редактору, не отвлекая дизайнеров или корректоров. Сокращение текстов в новой системе тоже стало значительно проще, что ощутимо ускорило процесс вёрстки. Ну и, наконец, снижение бумажного оборота позволило сэкономить бумагу, а, стало быть, и денежные средства. Это тоже можно отнести к неоспоримым достоинствам. Ещё одно достоинство системы — всегда можно отследить, когда был сдан текст, когда он был прочитан редактором и корректором, когда сверстана полоса… Кто и на каком этапе внёс в него изменения и при необходимости вернуть первоначальный вариант текста. На сегодняшний день из недостатков системы для нашей редакции остаётся отсутствие автоматического счётчика строк. Александр Синицын, заместитель главного редактора газеты «Земля Нижегородская»: — Система AxioCat позволяет редактору в режиме реального времени следить за процессом выпуска газеты. Благодаря этому руководитель имеет возможность внести коррективы в работу на каждом этапе. В итоге страницы на выходе требуют разве что небольшой правки. То есть можно избежать ситуации, когда редактор начинает вносить кардинальные изменения в уже готовую полосу и процесс надо начинать чуть ли не заново. Вообще, внедрение системы отвечает веяниям времени. Что мы сейчас наблюдаем в экономике? На предприятия приходят бережливые формы организации работы, которые исключают лишнюю трату ресурсов, ненужные перемещения сотрудников и так далее. AxioCat позволяет наладить такой же подход в редакциях. При этом учтена специфика журналистской работы. На промышленных предприятиях считают идеальным полностью автоматизировать процесс производства, в творческих коллективах это невозможно. Люди — главная сила СМИ. Новая система оставляет каждому возможность для творчества, она не понижает профессию журналиста до одного лишь ремесла. Это тоже ей в зачёт.