Войти в почту

Константин Сонин: "Трудности перевода"

"Про американские протесты и погромы в российских медиа и соцсетях написано много правильного и неправильного. Сам я внятно собрать все в один текст не могу, но хотел бы добавить несколько мыслей. Например, их можно учитывать, читая другие тексты", - пишет профессор Чикагского университета на своей странице в Facebook "Про расизм и борьбу с расизмом Создается впечатление, что комментаторы с трудом справляются с двумя непротиворечащими друг другу фактами. Во-первых, в Америке сделано очень много и делается очень много для борьбы с расизмом - и на институциональном, и на индивидуальном уровне. Во-вторых, в Америке немало расизма. В этом многим видится противоречие - поэтому вокруг такая поляризация мнений, но противоречия нет. Это примерно как сказать "Дети растут гораздо быстрее взрослых. Взрослые в среднем значительно выше детей." Одно утверждение - про уровень, другое - про скорость изменения уровня. Понятно, что за 160 лет с отмены рабства пройдет огромный путь - и так же понятно, что впереди огромный путь. Чернокожим в Америке труднее на всех уровнях - хотя, скажем, разница в зарплате (при тех же навыках и опыте) из-за цвета кожи теперь меньше, чем разница в зарплате из-за пола. В последние годы выравнялось "трудовое участие" - такой же процент цветных американцев работает, как белых (точнее, чуть меньше). С другой стороны, коронакризис ударил по ним сильнее - в частности, больший процент потерял работу или доходы. И еще раз про "Дети растут быстрее взрослых. Взрослые выше детей" - на тему, в которой я хорошо разбираюсь. Тем, кто смотрит со стороны, кажется невозможным, что одновременно (а) чернокожей профессорке труднее найти работу в университете и (б) университеты прилагают особые усилия, чтобы нанимать больше афроамериканцев и женщин. (Это незаконно - учитывать цвет кожи или пол при решении о найме на работу в большой университет, но законно прикладывать дополнительные усилия, чтобы большее число кандидатов из непредставленных меньшинств подавало на конкурс.) В русскоязычной среде распространён анекдот о том, как легко устроиться на работу "чернокожей лесбиянке" - так вот, поверьте моему опыту, это миф. Конечно, представителю меньшинства - по цвету кожи, по гендеру, по чему угодно - труднее устроиться на работу в университете. Именно поэтому университеты прилагают экстра усилия, чтобы их нанимать. Поэтому протесты 2020 года вполне понятны - граждане возмущены тем, сколько чернокожих американцев гибнет от рук полиции. Действительно, много - сотни человек в год. При этом белых гибнет больше - но белых в пять раз больше. Обе стороны в дебатах на тему "кто в этом виноват" могут привести статистику в свою пользу (да, безоружный афроамериканец с большей вероятностью погибнет от руки полицейского, чем белый, и да, вероятность того, что полицейский погибнет, пытаясь произвести арест, почти в двадцать раз больше). Но это не меняет сути - то, что есть какие-то другие несправедливости, не отменяет того, что есть расизм и что против этого нужно протестовать. Про протесты и погромы Конечно, погромы магазинов, поджог машин, забрасывание полицейских камнями и т.п. - это недопустимо. Полицейские и национальная гвардия (полупрофессиональное ополчение, которое есть у каждого штата) в некоторых городах с трудом сдерживали погромщиков. Арестовано несколько тысяч человек. Но надо понимать - американцы вообще хорошо, позитивно относятся к идее протеста. Для них протестовать - это очень естественная форма выражения мнения. Этому учат в детских садах и в школе: в истории США протесты - как в русской истории войны. Серьезно - как в нашем учебнике истории написано про победы русского оружия, так в американском будет про протесты. Причем это касается всех оттенков политического спектра - есть исторические протесты, которыми гордятся все американцы ("Бостонское чаепитие", Роза Паркс и движение против сегрегации), есть - которыми только часть ("Черные пантеры", Tea Party). Русскому человеку это трудно понять - также как трудно понять отношение американцев к слову "революция". У американцев "революция" - это однозначно положительное явление. Отчасти поэтому они легко применяют это слово расширительно - и к технологическим революциям, и к изменениям в сфере науки, искусства, чего угодно. Чему же удивляться - Американская революция, в результате которой штаты стали независимыми и создали новую страну, была необычайно, по историческим меркам, успешной. Какая еще революция в истории дала в итоге страну, конституцию, политическое пространство, которое просуществовало 200 с лишним лет? Результаты всех остальных революций были, так или иначе отменены - разве что кроме "Славной революции". Так на то она и славная! Нам русским, к слову, особенно трудно, потому что в советской истории история революций подверстывалась к важности и центральности Русской революции. Которая, как мы теперь знаем, не была особенно важной исторически. Из-за этого Французская революция получала огромное историческое значение, а Американская становилась "войной за независимость". Хотя, конечно, это Американская революция поменяла мировую историю, а Французская была, скорее, её отголоском. (Вовсе неслучайно на раннем этапе Французской революции большую роль играли люди и идеи из Американской.) Но это большая тема - здесь я лишь хочу подчеркнуть, что для нас слово "революция" - это потрясения и ужасы, даже если в этом есть прогресс, а для американцев - это слово для обозначения просто прогресса, движения к лучшему. Поэтому значительное большинство американцев поддерживает протесты - при том, что чернокожих в Америке 13%, а белых - более 60%, протесты - это естественная, прогрессивная форма реакции на несправедливость. (Протесты 2020 года вызваны убийством арестованного афроамериканца полицейским в Миннеаполисе.) Погромы, конечно, никто не одобряет и не поддерживает. В случае мирных протестов полицейские часто поддерживают протестующих (на фото полицейский утешает пятилетнюю девочку, которая спросила его во время протеста "Вы будете стрелять в нас?"). Но в целом большинство американцев, видимо, считает что протест - это настолько важно, что даже сотни миллионов долларов ущерба - это цена, которую общество готово платить за то, чтобы можно было выразить своё мнение. Массовые протесты воспринимаются как совершенно естественная и правильная часть жизни. Не давайте загонять себя в угол Вот чему, по-моему, стоило бы поучиться российским мэрам - это тому, что и как говорят мэры американских городов, в которых протесты перешли или почти перешли в погромы и столкновения с полицией. Каждый мэр обращался - и вживую, и по телевизору к протестующим. Все соверешенно четко сказали, что они понимают чувства протестующих и что это совершенно недопустимо - громить магазины и нападать на полицейских. Значительное число американских мэров - это бывшие прокуроры или полицейские, и у многих в семьях есть полицейские - они использовали это, обращаясь к гражданам. Прошлым летом вот это заставило меня написать про Сергея Собянина, что он больше не мэр Москвы. Он сам, возможно, верил, что протесты вызваны не фальсификациями на выборах, а чем-то другим. (Я слышал от высокопоставленных людей, что он рассказывал им про то, что представители оппозиции на самом деле не собрали подписи.) Но после того, как сотни москвичей были избиты и арестованы на улицах столицы, он обязан был сказать, что это недопустимо. Это работа мэра - защищать всех жителей своего города. Если бы в Москве были массовые беспорядки - их в Москве летом 2019 года не было - то, возможно, нужно было бы сказать и то, что мэр разделяет возмущение (если было чем возмущаться) и то, что беспорядки недопустимы. Мэры многих американских городов действовали решительно и жестко, вводя комендатский час и выставляя полицейские кордоны - но не для того, чтобы подавить протесты, а чтобы сделать их мирными. И мне кажется, что это же относится и ко всем людям. Вокруг есть агитаторы с повесткой, которые пытаются загнать нас на какие-то выгодные им позиции, часто неадекватные и экстремальные. Даже повестка бывает нормальной, но когда подгоняют под нее специально подобранные факты и заставляют тебя выбирать - или-или, это не то, что нужно. Нет ничего плохого в том, чтобы протестовать против расизма и расистов, поддерживать тех, кто тратит время и силы на то, чтобы сделать страну и мир лучше и, одновременно, не соглашаться с насилием и поддерживать тех, кто охраняет спокойствие и порядок на улице городов. И право на массовый мирный протест".

Константин Сонин: "Трудности перевода"
© Newsru.com