Война в 3D-землянке
«С детьми, которые ходят ко мне на кружок 3D-моделирования (это шестой класс, они ходят второй год), в январе мы решили сделать что-то к 75-летию Победы. Собрали группу детей из моего кружка, из кружка по технологии, и дети решили сделать что-то связанное с нашим городом. Стали спрашивать: а почему у нас бронекатер на набережной, что он означает, почему там стоит? — рассказывает Лариса Душак, учитель информатики МАОУ „Школа № 27 города Благовещенска“. — Решили изучить исторические события, почитать источники. Оказалось, что под нашим городом были военные действия в Советско-японскую войну. Что Максим Георгиевич Воронков, именем которого названа улица в Благовещенске, участвовал в этих событиях». Откуда в Благовещенске «берлинский» бронекатер Бронекатер на городской набережной установлен на том месте, откуда в ночь на 10 августа 1945 года Зее-Бурейская бригада речных кораблей начала форсировать Амур. Как памятник этот катер установили на набережной в 1990 году. Конкретно он в Советско-японской войне участия не принимал — но был в Берлинской наступательной операции в составе Днепровской военной флотилии. Максим Воронков — Герой Советского Союза, в Советско-японской войне — командир Зее-Бурейской бригады бронекатеров, один из тех, кто руководил высадкой Сахалянского десанта. Находившийся по другую сторону Амура от Благовещенска населённый пункт Сахалян (сегодня это город Хэйхэ) был центром важного укрепрайона японской Квантунской армии. Красная армия вошла в него 10 августа, на второй день войны, без боя: первыми высадились речной десант и пограничники, тут же соорудили понтонную переправу, и на оккупированную японцами территорию двинулись танки. Весь укрепрайон, включающий несколько городов, был занят 10−11 августа, и красноармейцы продолжили наступление в глубь страны. В Благовещенском районе есть могила единственного бойца, получившего ранение при взятии Сахаляна. В 2019 году в годовщину начала Советско-японской войны около ста человек устроили под Благовещенском военную реконструкцию. Её организовали Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище, погрануправление ФСБ, патриотические общественные организации, поддержали региональное РВИО и городское управление культуры. Специально пошили форму по образцам военных времён, использовали винтовки Мосина, Токарева, пулемёт «Максим», привлекли боевую технику и даже гражданскую авиацию. Участвовали в постановке в том числе ученики школы № 27. В 2020-м, если позволит эпидемиологическая обстановка, реконструкцию хотят повторить. Чтобы всем было интересно «Мы подключили ещё другие кружки, старшеклассников, раздали задания. Кто-то печатал на принтере, кто-то работал 3D-ручкой, кто-то изучал исторические документы. Заинтересовались завучи, директор нам помогала. Учителя истории, рисования, технологии — все пригодились. Старшеклассники вместе с учителем истории пошли в музей педагогического университета (БГПУ), взяли информацию [о бойцах Сахалянского десанта], пособирали данные через интернет (их немного), нашли фотографии военных лет, карты военных действий. И получился у нас проект», — говорит Лариса Душак. «Сначала мы создали макет в программе Blender, потом при помощи 3D-принтера и 3D-ручек напечатали модели танка, землянки, капонира, маяка, понтонного моста и другие [объекты] и разместили их на макете», — рассказывает ученица шестого класса Маргарита Шакирова. А дальше, чтобы проект был интересен и другим школьникам, дети сказали: а давайте не просто распечатаем на 3D-принтере, а сделаем историческую игру. «Мы добавили карточки с вопросами и ответами по истории этих событий. К сожалению, до конца идеально, как хотели, не доделали с этим карантином, не всё получилось у нас распечатать, но мы уже опробовали игру на фестивале „Крымская весна“. Мы вышли на площадь перед ОКЦ (Общественно-культурным центром — прим. DV), с удовольствием к нам подходили взрослые, дети, курсанты военного училища и в эту игру играли. Оказалось, что люди знают эту часть истории», — продолжает учитель информатики. Когда закончится период изоляции, игру планируют допечатать и использовать на уроках истории. «Хотим, чтобы она у нас двигалась: кто шёл первым, кто отражал атаки, как японцы убегали потом, — вот это всё у нас в планах. И использовать, конечно, на классных часах и на городских мероприятиях», — говорит Лариса Душак. Третьи и первые Проект защищали дистанционно, по скайпу, на Всероссийском конкурсе проектов 3D-моделирования и 3D-печати «Перспектива 3D». Команда заняла третье место. Годом раньше на тот же конкурс школа № 27 выставляла проект «Ракета»: так же в программе Blender спроектировали ракету, распечатали, поставили двигатель. Ракета летала и приземлялась. На районных соревнованиях проект получил третье место, а вот во всероссийском состязании победил.