Уроки падающего дирижабля - Непревзойденному альбому Led Zeppelin «III» и композиции «The Immigrant Song» исполняется 50!
Многие авторитетные музыкальные издания, вроде Classic Rock, Rolling Stone, Melody Maker, Kerrang!, а также критики и меломаны считают альбом «III» «вестником» наступления эры Led Zeppelin (далее LZ) которая длилась вплоть до панковского «пришествия» 1976-1977 годов и их окончательного распада в 1980 году. В общем, после своих двух увесистых блюз-роковых, также номерных («I» и «II») хуков, которые повергли почти всех соперников по более-менее тяжелой сцене конца 1960-х годов в глубокий «нокаут», LZ решили сделать следующую пластинку чуть менее агрессивной. Музыканты наполнили диск своим волшебным видением фолка и блюзовой акустики, не забыв окропить ее «тело» доброй долей тяжелых аккордов. Но прежде чем приступить к обзору этой удивительной пластинки, посвятим несколько строк злободневной насущности, связанной с мировой пандемией коронавируса, ибо тема, к сожалению, не отпускает нас до сих пор. Как мы и предполагали, конец мая и начало июня 2020 года стали временем смягчения ограничений (введенных в связи с карантинами, самоизоляциями и другими видами ЧС) во многих странах мира. Но заразный вирус оказался весьма упорным и сдает свои позиции «с боями», на наших глазах меняя культурные, экономические, общественные и политические мировые «ландшафты». Я не буду комментировать общемировые повсеместные ограничения, введенные на: проведение даже небольших (до 50 человек) культурных мероприятий, почти любого передвижения людей без пропусков, закрытия парков, пляжей и лесопарков, запреты на индивидуальные занятия спортом на свежем воздухе (не говоря про фитнес-клубы), установление непомерных штрафов за выход без разрешения из дома, введение комендантских часов, обязательного ношения масок и перчаток, массовое применение различных средств цифрового контроля, которые даже назвали «цифровыми ошейниками» и так далее. Все эти меры вызвали много споров и нервных реакций. Они могут быть оспорены (и оспариваются) в судах, оставаясь на совести придумывающих и вводящих их администраторов (несоменно, руководствующихся самыми благими намерениями) в мотивах которых, возможно, также присутствуют немалые (и пока скрытые) как экономические, так и политические составляющие. На июнь 2020 года хотелось бы выделить ряд существеных моментов. Во-первых, стала очевидной неготовность к происходящему и даже растерянность различных ветвей государственного управления (в том числе в медицинской, образовательной, ритуальных услуг и прочих сферах), а также политиков разных стран перед безликим лицом вируса. Во-вторых, оценивать предпринимаемые ими меры, стоит по факту преодоления заразы, но нельзя не отметить кризис доверия со стороны населения к государственным институтам в целом. В-третьих, с течением пандемии выявляются многие нюансы человеческого бытия, в первую очередь связанные с различными свободами (перемещения, высказыванием мнений, разнообразие которых именуется «фейками» и преследуется, в том числе, уголовно) которые оказались весьма хрупкими в тяжелые времена пандемии. И, в-четвертых, можно сказать так, что 21 век, наверное, начался по сути именно сейчас, когда разразилась эпидемия! 2020 год стал неким переходом, «сумеречной зоной» из фильма Андрея Тарковского «Сталкер», «транзитным моментом» пройти через который, нам по какой-то пока неведомой причине необходимо. Музыканты не раз фантазировали о том, каким будет «то самое завтра, о котором я что-то слышал вчера» (как пел Майк Науменко, которому в апреле этого году могло бы исполниться 65 лет). Перед нами в полный рост встает архиважный вопрос – каким будет 21 век?! Веком тотального цифрового контроля, сокрытия достоверной и общественно важной информации, давления на СМИ и граждан, ограничения туризма, увеличения изоляционистских тенденций, разобщения людей и прочих деструктивных тенденций? Или, наоборот, из пандемии будут сделаны правильные выводы в плане налаживания и совершенствования человеческих взаимосвязей в глобальном мире, понимания тонкой сложности их настроек, увеличения ассигнований не на военные, а на медицинские нужды, строительство новых клиник, госпиталей, оснащенных современной техникой и койко-местами, реального повышения зарплат и возвращения социальной значимости профессии врача, настоящее, а не громко декларируемое повышение медицинской и просветительской культуры населения в целом и так далее?! Несомненно, что гениальная музыка наших современников (я имею в виду композиции LZ и их коллег по музыкальному цеху, вроде знаменитой композиции («21st Century Schizoid Man» формации King Crimson) может помочь в плане понимания происходящего с нами, как с индивидами, населяющими цифровой 21 век, а также для налаживания творческих контактов и коммуникаций между разными людьми современного многополярного и уникального мира, невзирая на пол, расу, цвет кожи, уровень образования и пр. Возвращаясь к образованию LZ, вспомним, что Джимми Пейдж и Джефф Бек заменили Клэптона после его продуктивных гитарных игр в Yardbirds (с 1963 - по 1965 гг.). В 1968 из Yardbirds ушел на вольные хлеба Бек. Пейдж вместе с их тогдашним менеджером Питером Грантом (который впоследствии успешно и скандально работал с LZ) встали перед выбором – продолжать подзавявшее дело Yardbirds или придумать что-то новое. Выбор пал на реализацию нового проекта под названием «New Yardbirds». Начался подбор музыкантов. Состоялись знакомства с другими будущими участниками LZ. Например, на одном из выступлений в Бирмингеме Пейджем был обнаружен вокалист Роберт Плант, который обладал неподражаемым голосом, а также отлично знал блюзовую классику, слыл поклонником Толкиена и созданных им миров, что впоследствии очень пригодилось для написания текстов. Джон Бонэм (ударные) и Джон Пол Джонс (бас, клавишные) будучи также весьма одаренными музыкантами, были также рекрутированы в проект. Само название «Led Zeppelin» было по легенде придумано покойным барабанщиком The Who Китом Муном. Оно имело сокращенную аббревиатуру «Led Zeppelin» от англ. «Lead Zeppelin», что означало «Свинцовый Дирижабль», а в переводе на слэнг имело подтекст провала, то есть «Полета вниз, как Свинцовый Дирижабль». Мы не будем подробно останавливаться на этапах создания LZ, записи их первых двух альбомов (где расцвели такие самобытные композиции, осененные тягучим и резким звучанием, как: «Babe I’m Gonna Leave You», «Сommunication Breakdown», «Dazed And Confused», психоделический гимн «Whole Lotta Love» и многие другие оригинальные треки, вроде перезаписанной пьесы Хаулин’ Вулфа «How Many More Years»), мистической атмосфере их первых выступлений, последующих грандиозных гастролях, сопровождавшей музыкантов шумихи, сопутствующих року домыслов, мифов, а также колоссальной востребованности их концертов и записей, о чем можно прочитать в посвященных LZ многочисленных книгах и исследованиях. Нам важно установить другое. К 1970 году стало понятно, что в мире музыке произошли кардинальные изменения. Как мы обсуждали ранее, Deep Purple разработали стилистику будущего хард-н-хэви, гениально совместив скоростные гитарные пассажи харда с использованием элементов клавишного барокко, которое активно используется в арт и прогрессив-роке. Им по полной программе наследовали неунывающие коллеги из Uriah Heep. Black Sabbath, по сути, стали основателями современного металла, как такового, заложив в том числе основы замедленно-сумрачного стиля дум. Но даже на фоне таких прорывов существует устойчивое мнение о том, что LZ считается лучшей группой 1970-х годов. И оно сформировалось не на пустом месте. Имея свои корни в британском блюзовом буме середины 1960-х годов, LZ создали новый стиль! Яростный и бескомпромиссный, воплотив в своем донельзя насыщенном звуке эпоху бунтов, насилия и несбывшихся надежд. Их творчество имело мировой резонанс и породило тьму подражателей. Они стали первопрохоцами в молотоподобном харде, имеющем в своей основе блюз и отчасти фолк, что отлично было доказано их третьим альбомом «III», 50-летний юбилей которого мы и отмечаем в этом году! 1970 год стартовал для музыкантов насыщенно. Начало и весну LZ провели в европейских и американских гастрольных турах, по ходу дела, деля сцену сцену с The Byrds, Сантаной, Фрэнком Заппой и его Mothers Of Invention, Jefferson Airplain и другими легендарным коллективами. До этого гастроли LZ продолжались в общей продолжительности два с половиной года! Подустав от столь насыщенного графика, Пейдж предложил Планту сделать небольшую передышку. Для отдыха и создания новых композиций был выбран север Уэльса и уединённая хижина под названием «Брон-Ир-Авр)», где по воспоминаниям музыкантов, отсутствовало электричество, зато сполна наличествовала романтическая атмосфера. Плант и Пейдж попадают в категорию музыкантов, чья муза чувствительна к окружающей обстановке. Они играли и пели, сидя у жарко растопленного дровами камина и это дало свои плоды. На создание особого настроения альбома в немалой мере повлияла атмосфера умиротворенности, в которой записывались треки. Для начального этапа записи туда была подогнана мобильная судия Rolling Stones и работа над третьим альбомом LZ началась! Далее студийные записи были продолжены в холодном поместье с мрачной историей под названием «Хэдли-Грандж» и полностью завершились в октябре 1970 года. «III» с ходу возглавил оба заокеанских хит-парада. Он был полон блюзовыми интерлюдиями, став по настроению пасторальным, фолк-роковым. Его треки стали эпичнее и длиннее. Стоит отметить заглавный воинственный хардовый трек «The Immigrant Song», посвященный норвежским богам и удовольствиям воинов в Валгалле, пьесу «Friends», ставшую новым словом в роке из-за необычного акустическо-клавишного звучания без использования ударных, блюз-роковую «Since I’ve Been Loving You». А также уникальное трио гитарно-акустических центральных композиций – «Gallows Pole», «Tangerine» и «That’s The Way», которую сам Пейдж объяснял, как «историю детской дружбы двух мальчиков, имеющую в себе аллегории первых впечатлений участников группы от Америки». На этом альбоме Плант впервые проявил себя как выдающийся автор ряда текстов. Летом музыканты отыграли первые концерты с новым материалом, съездили в небольшой американский тур. Несмотря на то, что представленный на альбоме набор пьес разочаровал приверженцев тяжелых риффов, LZ продемонстрировали твердое намерение показать всему миру свою многогранность. Такой подход себя оправдал! Ибо уже осенью 1970 года еженедельник Melody Maker во всеуслышание объявил LZ победителями в категории «Лучшая группа мира» (где до этого на протяжении 6 лет первенствовали The Beatles). Роберт Плант стал лучшим в категории «Вокалист года». Золотые диски участникам группы вручил сам секретарь Государственного совета Энтони Грант, поблагодаривший музыкантов от имени государства за «Существенный вклад в оздоровление экспортного баланса страны» и так далее. В октябре 1970 года Плант и Пейдж вновь возвращаются в уже обжитую ими уединённую хижину под названием «Брон-Ир-Авр» и сполна погружаются в музицирование. Далее к декабрю 1970 года уже всю группу снова ждет сумрачное пристанище Хэдли-Грандж, где они приступают к репетициям и созданию своей самой знаменитой песни всех времен и народов под названием «Stairway To Heaven», безумной в своем монументальном величии «Лестнице В Небо», ставшей первой «ласточкой» такого изощренного стиля, как прог-метал, но это уже совсем другая история….