Александр Шкляр из Заречного увековечил память жертв массового убийства в посёлке, совершенного нацистами
На этой неделе Александру Семёновичу исполнилось 80 лет, накануне юбилея он рассказал корреспонденту «ВС» о путешествии на камышовой лодке, исторической памяти и самом главном событии в жизни. Точнее – о двух событиях. Поход зовёт – Если учеников зареченской школы прежних лет спросить об их учителях, они обязательно вспомнят преподавателя географии Александра Шкляра. Он не только давал им знания, но и многое сделал для их развития как личностей. Старшее поколение учеников (те, кто уже близок к тому, чтобы разменять пятый десяток) помнят его уроки краеведения и походы. Они начинали свои путешествия с исследования малой родины и доходили до предгорья Горячего Ключа, – говорит сотрудник специализированной психоневрологической больницы пос. Заречного Ольга Спасибухова. А в сентябре 1978 года Александр Шкляр впервые отвёз школьников на остров Змеиный, расположенный на р. Бейсуг на границе Выселковского с Кореновским районом. «Место-то интересное, – объясняет организатор поездки. – Сначала своим детям показал, а после уже со школьниками плавали». Юные путешественники – ученики пятого класса – передвигались по воде на самодельной лодке из камыша. – На строительство плавсредства из тростника ушло больше трёх часов. Были связано три «цилиндра» диаметром около метра и длиной в пять. Мы их скрепили проволокой, нос и корму приподняли. Когда с очень большим трудом спустили нашу «пирогу» на воду, кото-то из учеников воскликнул: «Каравелла». Все единогласно согласились с таким поэтическим названием, – вспоминает, опираясь на свои путевые заметки, Александр Шкляр. Туристы провели на острове сутки, изучая флору и фауну территорию и соревнуясь в ориентировании. День похода, кстати, подгадали под полное лунное затмение, но его увидели только дежурные на «Каравелле». Как сказано в записках учителя, к тому времени «в лагере многие уже спали, угомонившись вместе с грачами ближе к полуночи». Поездка была на выходных, а уже в понедельник в школе вышла стенгазета с фотографиями путешественников, которая привлекла повышенное внимание учеников. «Да и ребята ещё полные глубоких впечатлений рассказывали об интересно походе. Стало ясно – впереди непочатый край работы». Экспедиции на остров продолжались до окончания работы их инициатора в школе. В жизни Александра Шкляра был ещё один большой поход – но уже исторический, краеведческий. Пионер истории – К Александру Семёновичу мы шли на урок в приподнятом настроением, потому что знали: помимо учебного материала он расскажет что-нибудь интересное. Он мог поведать нам сюжет приключенческого романа. Или факты из истории нашего посёлка, – говорит учитель истории школы № 3 ст. Березанской Ирина Волошина. Ирина Алексеевна волею случая тоже стала частью истории Заречного. Её фотография, сделанная в школьные годы, открывает выставку и одноимённый каталог «Помни о нас», посвящённый памяти пациентов психиатрических клиник, детей-инвалидов и врачей-евреев, убитых в период нацистской оккупации Северного Кавказа. На снимке 1980-ых годов девочка с поднятой в пионерском салюте рукой стоит возле мемориальной таблички «Здесь с октября 1942 года по февраль 1943 года немецко-фашистскими оккупантами расстреляны сотрудники Березанской психоневрологической больницы и 340 больных». – Вместе с нами тогда к месту захоронения ученики из Балковской пришли, мы порой проводили такие межшкольные встречи. В пионерских галстуках, со знаменем, горном. Мы – тоже при параде, – вспоминает историю кадра Александр Шкляр, ежегодно приводивший своих учеников на место трагедии. Про убийства мирных жителей в Заречном Александр Семёнович прочитал в небольшой книге про Нюрнбергский процесс, которую ему дал основатель выселковского музея Михаил Константинович Коган. Случилось это в 1970-годах. – До этого я ничего не знал о казнях фашистов, хотя и родом отсюда. Среди местных жителей разговоров про это не было. Одни не хотели вспоминать, другие боялись. По словам одной женщины, «тут ходят люди, которые этим занимались». Кто его знает, может так и было, – говорит краевед. – Вы, кстати, почему решили исследованием заняться? Узнали и узнали. Оставили бы новый факт при себе. – Ну как же! У меня два сына. Я же должен был познакомить их с малой родиной. Это и есть то самое патриотическое воспитание. Мы должны знать место, где родились, где живём. Что здесь когда-то происходило и хорошего, и плохого. Мне кажется, это потребность каждого жителя. И с учениками хотел поделиться новой, неизвестной мне на то время информацией. Потому и рассказывал о своём открытии в школе. Детям тоже интересно было, что происходило у нас. Мы с ними документальные исследования проводили, опрашивали свидетелей тех злодеяний. Благодаря стараниям и активности Александра Шкляра и помогавших ему земляков на месте захоронения была установлена мемориальная табличка, а в 1987 году крайисполком присвоил братской могиле жертв фашизма статус охраняемого государством памятника военной истории. Сейчас эстафету походов учителя географии к месту упокоения земляков переняли нынешние педагоги, а памятные мероприятия у креста, установленного вместо таблички меценатом Олегом Марченко, приобрели краевой масштаб. Радостные события – Какое событие или события запомнились больше всего за прожитые годы? – Естественно, рождение сына. Первого. А после – второго. Это самые яркие события в жизни. Родился первый сын – я в Березанской песни пел. Это ж такая радость была! Мы так его ждали! А потом пошли внуки. Внуки уже взрослые. Один в Москве, готовится поступать в магистратуру Высшей школы экономики. Второй учится в Самаре, в институте ракетно-космической техники. Тоже заканчивает, тоже на магистратуру нацелился. Третий внук – одиннадцатиклассник – занял второе место в Ломоносовской олимпиаде. Призёров принимают в вузы без вступительных экзаменов. Собирается в один из московских медицинских университетов: или имени И.М. Сеченова, или имени Н. И. Пирогова. Это тоже для нас с супругой огромная радость. ВСТАВКА Справка Александр Семёнович Шкляр родился 7 мая 1940 года в станице Березанской. Трудовую деятельность начал в 15 лет с должности инструктора по труду в Березанской психоколонии, с 1959 года – на службе в армии. После демобилизации работал электромехаником в краевой Березанской психоневрологической больнице, заочно получив педагогическое образование. До 2001 года учил детей географии в школе № 4 пос. Заречного, был заместителем директора по воспитательной работе. Заслуженный учитель Кубани. После школы 10 лет руководил местным детским шахматным кружком, принял участие в возрождении в специализированной психоневрологической больнице пос. Заречного шахматного турнира, продолжившего традицию спортивных баталий среди медработников 1970-1980-х годов. Независимо от места работы, Александр Семёнович всегда был активным общественником. В 2017 году трудовой коллектив СПНБ выдвинул Александра Семёновича Шкляра на присвоение почётного титула «Духовное имя Кубани» в рамках краевого патриотического проекта «Имя Кубани». Ученики, коллеги и сестра Татьяна делятся воспоминаниями: «Живёт в посёлке Заречном Заслуженный учитель Кубани Александр Семёнович Шкляр. Его знают и уважают все жители посёлка. Двадцать седьмого мая ему исполнилось 80 лет. Человек этот редкой доброты. Он с уважением и вниманием относится к каждому земляку, ведёт активную общественную жизнь, занимается краеведением. Собирается издать книгу «История посёлка Заречного». В нашей школе учителем географии Александр Семёнович работал с 1978 года. У него не было троечников. Все ученики всегда с нетерпением ждали его уроков, интересно было всем: даже самый сложный материал он объяснял просто и понятно. Тайны открывались на уроках, но особенно интересно было, когда мы ходили с ним в походы по окрестностям нашего посёлка, станицы Березанской, ездили по нашему краю. После распада пионерской организации Александр Семёнович создал в школе детскую организацию «Поиск», участники которой занимались поиском информации о войне, о ветеранах, вели раскопки, проводили исследовательскую работу. Педагог постоянно водил ребят среднего и старшего звена на «Пятый километр посёлка Заречного», где вместе с учениками ухаживал за памятником в лесополосе, в этом месте в годы войны фашисты сбрасывали в противотанковый ров душевнобольных людей и медицинских работников больницы. Александр Семёнович был организатором и участником митингов в этом памятном месте. Даже после выхода на пенсию Александр Семёнович вёл в школе кружок «Шахматы, шашки». Он с лёгкостью мог обучить этим играм как старших ребят так и малышей, к каждому ребёнку он умел находить подход. Его воспитанники всегда показывали высокие результаты на соревнованиях разного уровня. Александр Семёнович очень часто водил и возил ребят в однодневные и многодневные походы: в Домбай ,Горячий ключ, Челбасский лес. Он всегда строил свою работу так, чтобы дети были активными участниками в подготовке и проведении походов, постоянно узнавали много нового и чему-то учились. Его ученики умели ориентироваться на местности, ставить палатку, разжигать костёр и даже своими руками делать из камыша ладью, которая называлась «Каравелла», чтобы переправиться на ней на «Змеиный остров» и вернуться назад. Александр Семёнович занимался расчисткой и благоустройством родников по-над рекой Гаджировка. Каждый путник был рад напиться чистой ключевой воды. Вот так и с Александром Семёновичем, поговоришь — и, как- будто, напьёшься воды из этого родника. Чистый он человек! И как родник неисчерпаем!». «Александр Семёнович – удивительный человек, – говорит член инициативной группы, депутат районного Совета Юрий Титяк. – Вот уже более 40 лет, с тех пор, как узнал о зверствах фашистов в посёлке, он занимается патриотическим воспитанием молодёжи. Александр Семёнович не только возродил память о трагическом событии в Заречном, сделав это факт общедоступным, но и укрепил её в общественном сознании. Сотни людей прошли с ним к «пятому километру» — к месту захоронения и узнали жестокую правду войны. Сейчас эти люди — тогда школьники, а ныне взрослые — рассказывают о гибели мирных людей — своим детям и внукам. Так память о зверствах нацистской идеологии будет передаваться из поколения в поколение, напоминая нам, с чем мы должны бороться (к сожалению, у нас перед глазами печальный опыт стран, забывших перенесённые в годы войны беды, что приводит к новым страданиям). События в Заречном — это память не только о боли, но и наука о милосердии, о сострадании в безвинно погибшим соотечественникам. Проводимая Александром Семёновичем работа — и есть настоящий патриотизм, его активности и в молодости, и в зрелые годы достойна уважения. От лица инициативной группы поздравляю с днём рождения Александра Семёновича, желаю здоровья, радости и счастья».