Закрыться или уйти в подполье? Как кальянные Екатеринбурга удерживаются на плаву в коронакризис
Закрыться не так страшно Несмотря на то что кальянная индустрия довольно-таки молодая, за прошедшие годы она успела найти своих клиентов. В этом году владелец Telegram-канала и участник NuaGroup Павел Савинов провел исследование на тему «Активная аудитория потребителей кальянов в России и СНГ». Среди 9190 опрошенных более 66 % гостей подобных заведений – люди в возрасте от 18 до 24 лет. Для владельцев молодая аудитория – основной источник дохода. Очевидно, что сейчас екатеринбургские кальянные, как и многие другие, несут значительные потери. Часть из них полностью закрылась для посетителей и держится благодаря финансовой подушке. Но кто-то ушел в подполье и продолжает работать, несмотря на риски. Выход «на каникулы» – способ куда более практичный. Хотя бы потому, что это соблюдение закона и отсутствие риска полного закрытия заведения. Учитывая то, что в большинстве кальянных сотрудники работают без трудового договора, управлять зарплатами можно легко и просто. Одним из выходов из ситуации для заведений стала доставка кальянов на дом. Вся процедура заключается в том, что к вам на дом приезжает мастер, который предоставляет паровой коктейль на определенное время. Такая система стала наиболее популярной в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России. Средняя цена услуги – от 1000 до 2000 рублей. Впрочем, по мнению директора одного из заведений Екатеринбурга (беседа велась на условиях анонимности. – Прим. ред.), доставка кальянов на дом финансово невыгодна. «У нас была идея перейти на доставку и подобные акции. Но не увидели смысла – большое количество бюджета ушло бы на рекламу и маркетинг. Люди впоследствии все-таки начнут экономить на сфере развлечений», – рассказывает директор кальянной. Другой вопрос – оплата аренды и коммунальных услуг. Сейчас все заведения за редким исключением арендуют помещения: от небольших подвалов до огромных залов в торговых центрах. Во многих договорах прописаны ситуации, когда цена за аренду может быть либо снижена, либо полностью отменена. Но и арендодатели понимают, что, если они оставят цены прежними, владелец соберет вещи и уйдет. А найти нового желающего довольно проблематично. «Аренду за выходные дни мы не считаем. По договору коронавирус является форс-мажором, и никаких проблем не было. Но коммунальные платежи остались, и цифра копится довольно приличная – при условии простоя и большой площади», – говорит собеседник «ФедералПресс». Записки из подполья Есть и те, кто не собирается пережидать в данной ситуации. И в Екатеринбурге существуют некоторые точки, которые продолжают работать за закрытыми дверьми, что помогает их владельцам хоть как-то держаться на плаву. «Да, мы работаем за закрытыми дверьми. Выручка составляет примерно 5-10 % от того, что было раньше. Штат весь сокращен. Мы им с большим трудом смогли выплатить зарплату за март. На данный момент долги поставщикам доходят до миллиона», – признается другой владелец закрытого заведения в Екатеринбурге. Понятно, что такая работа подразумевает за собой определенные риски. Никто не застрахован от приезда правоохранительных служб, которые могут полностью опечатать заведение, а владелец получит внушительный штраф – от 30 до 50 тысяч рублей. «Мы много раз закрывались после введения запретов. Подъезжали машины ППС, «бобики». Был очень серьезный контроль. Сейчас стало более-менее спокойно. Но складывается ощущение, что нас душат», – говорит собеседник. Пока владельцы заведений считают убытки и думают, как им жить дальше, ограничения на территории Свердловской области продлены до 1 июня. Не исключено, что они сохранятся и дольше. Однако все владельцы кальянного бизнеса выражают надежду, что ситуация восстановится и посетители вернутся в знакомые им места. Правда, для этого потребуется дополнительное время. «На то, чтобы вернуться на прежний уровень, нам потребуется около полугода, если не больше. Надеемся, что сразу же после снятия ограничений люди вернутся к нам. Думаю, что уже в первый день открытия заведение будет «качать», – считает один из сотрудников кальянного заведения. Говорить о прогнозах сейчас – все равно что тыкать пальцем в небо. Но, по мнению одного из владельцев, обрушившийся коронакризис может дать толчок для чего-то нового – нового рынка, новых идей и новых решений: «Кризис – это время возможностей. В переводе это значит, что все получится. Тот, кто будет работать, – у того все будет хорошо». Фото: pxhere.com, ФедералПресс / Евгений Поторочин