о переходе Джо Рогана на Spotify за 100 млн долларов как недвусмысленном сигнале для YouTube
«В будущие годы история средств массовой информации будет рассматривать переход Рогана на Spotify как знаковый момент. Пока YouTube будет и дальше угождать старым медиагигантам, целая плеяда авторов контента, оценив потенциал заработка, вероятно, начнёт уходить с площадки». Знаменательный уход комика Джо Рогана с принадлежащего Google стримингового сервиса для создателей контента может стать сигналом к началу массового ухода с сайта на фоне его странного стремления угождать традиционным СМИ. Если вы знаете о подкастах, то знаете и американского комика Джо Рогана. Его шоу The Joe Rogan Experience выходит вот уже более десяти лет. Начиналось всё с простых записей того, как Роган и другие комики болтали ни о чём и курили косяки до и после выступлений. Прошло десять лет, и вот Роган — ведущий популярнейшего ток-шоу, и кандидаты в президенты, голливудские суперзвёзды и миллиардеры выстраиваются в очередь, чтобы попасть к нему в студию. Программа обладает настолько большим влиянием, что её выпуск даже сказался на стоимости акций компании Tesla после того, как Илон Маск затянулся косяком во время интервью. Учитывая всё это, наверное, неудивительно, что компании Spotify удалось переманить с YouTube бывшего ведущего передачи «Фактор страха», выписав ему чек, если верить слухам, на $100 млн, что сопоставимо с хорошими сборами кинофильма. Для сравнения: это больше, чем у Доктора Фила, Говарда Стерна, Раша Лимбо, Эллен Дедженерес и Райана Сикреста в прошлогоднем рейтинге пяти самых высокооплачиваемых ведущих в мире, составленном журналом Forbes. Это, не считая постоянных аншлагов на его юмористических выступлениях, длительного контракта с Netflix на показ записей его выступлений и работы комментатором для UFC, делает Рогана умопомрачительно богатым человеком, а ведь ему приходится только говорить. Программа The Joe Rogan Experience с самого своего появления шла на YouTube. У канала PowerfulJRE более восьми миллионов подписчиков, в месяц он набирает около 400 миллионов просмотров. Но, несмотря на такие невероятные цифры и головокружительный успех на данной площадке, Роган решил её покинуть. Канал JRE Clips, где он выкладывает фрагменты своих выпусков длительностью от пяти до пятнадцати минут, продолжит обновляться, а вот флагманский проект Рогана, многочасовые эфиры, вскоре можно будет найти исключительно на Spotify. «Объявление: подкаст переезжает на Spotify! С 1 сентября подкаст будет доступен на Spotify и на остальных платформах, а к концу года переместится исключительно на Spotify», — написал Роган в своём Twitter 19 мая. Отчасти его решение покинуть корабль (хотя, уверен, свою роль сыграли и $100 млн) обусловлено цензурой, которой подвергаются на YouTube его собственные материалы и контент других людей. Роган часто сетовал на то, что стриминговый сервис «демонетизирует» его выпуски. Демонетизация — это когда из размещённого автором видео YouTube убирает рекламу. Таким образом нахождение этого видео на сайте уже не позволяет его создателю получать деньги. Обычно YouTube (который принадлежит Google) объясняет подобный шаг тем, что рекламодатели могут быть «недовольны» из-за того, что их продукция рекламируется на каком-то канале, поскольку это чревато «проблемами». В октябре прошлого года Роган сказал: «Они рвутся контролировать. Хотят держать человеческое общение под контролем. Ещё они хотят получать прибыль. Для этого они в том числе побуждают людей делать программы, которые могут принести им эту прибыль. Если у тебя программа без сквернословия, без спорных тем, то такие программы для рекламодателей привлекательнее. И на таких людей, как я, они смотрят с позиции бизнеса и говорят: «Ну, тут перспективы для рекламы ограниченны». Болезнь демонетизации, кажется, в гораздо большей степени поражает авторов контента правого толка. В эту категорию Роган, похоже, попал просто потому, что приглашал на свою программу гостей правоцентристских взглядов — и это притом, что он брал интервью у Берни Сандерса и говорил, что голосовал бы за него, если бы тот победил на праймериз Демократической партии, а также был ярым сторонником конгрессмена-демократа Тулси Габбард. Среди других звёзд YouTube, которые заявили, что на площадке, похоже, практикуется политически мотивированная цензура, — консерватор, комик и ведущий ток-шоу Стивен Краудер, британский ютьюбер Карл Бенджамин (больше известный как Саргон Аккадский) и ведущий ток-шоу Дэйв Рубин. Все они также появлялись на The Joe Rogan Experience. Уход Рогана с платформы должен стать для YouTube тревожным звоночком. Для него Роган — одна из крупнейших и самых заметных звёзд, и его переход на Spotify, вероятно, лишь положит начало масштабному исходу с этого стримингового сервиса. Если говорить о троих из упомянутых людей, большая часть контента Краудера публикуется на Blaze TV, Рубин в партнёрстве с автором бестселлеров Джорданом Питерсоном запустил собственную соцсеть под названием Thinkspot, а Бенджамин во время вчерашней потоковой трансляции объявил, что намерен создать собственный ресурс и уйти с YouTube. На YouTube решили не только, как представляется, наказывать «неверно мыслящих» авторов контента, но и отдавать предпочтение так называемым авторитетным источникам — устроив так, что алгоритмы ставят мейнстримные СМИ, такие как CNN, BBC и Fox News, выше тех авторов контента, которые сделали себе имя на самом сайте. Похоже, таким образом Google пытается — ради корпоративного тщеславия — снискать расположение традиционных СМИ с либеральным уклоном. Однако тем самым компания вызвала гнев у авторов, которые создавали контент на этой площадке и помогли сайту обрести популярность, и досаду у зрителей, многие из которых посещают YouTube, специально чтобы сбежать от мейнстримных СМИ. В будущие годы история средств массовой информации будет рассматривать переход Рогана на Spotify как знаковый момент. Пока YouTube будет и дальше угождать старым медиагигантам, целая плеяда авторов контента, оценив потенциал заработка, вероятно, начнёт уходить с площадки. Средний возраст аудитории Fox и CNN — за шестьдесят, YouTube же привлекает молодёжь, которая ищет чего-то свежего. Если YouTube хочет сохранить свои звёздные таланты, ему нужно прекратить навязывать зрителям свои либеральные ценности, характерные для Калифорнии и Западного побережья США, и оставаться верным первоначальной миссии: Broadcast Yourself («Транслируй себя»). Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.