Зачем бюджетнику кресло депутата?
В сентябре 2020 года в Астрахани пройдут выборы в городскую думу. Готовясь к ним, «Единая Россия» в мае проводит праймериз (внутрипартийное предварительное голосование). Победившие в предварительном голосовании участники будут выдвинуты партией в качестве кандидатов на выборах в астраханскую городскую думу. Своим мнением о «хождении во власть» представителей бюджетной сферы, о ситуации в АМОКБ поделился с нами председатель областного отделения профсоюза Действие Роман Султанов. Прежде, чем мы поговорим о «бюджетниках» во власти, хочу сказать пару слов о самой идее праймериз и ее нужности и эффективности в наших условиях. Сама идея предварительных выборов взята из политической жизни США, где праймериз проводится с XIX века и вполне уместен. В Штатах на равных противоборствуют две партии – демократическая и республиканская, и каждая из партий ставит на выборах сильнейших кандидатов, которые и выявляются в процессе проведения праймериз. У нас, где «Единая Россия» является доминирующей партией власти, предварительные выборы, на мой взгляд, – пустая трата денег, сил и времени. Для отбора лучших кандидатов достаточно слаженной работы партийной системы на всех уровнях для выявления партийцев, не занимающихся профанацией работы, а действительно отдающих все силы для процветания и поднятия авторитета своей партии. Если таковых нет – эта беда партии, значит, в партию лезут исключительно приспособленцы, и никаким праймериз делу не поможешь. Роман Каибович, в последнее время во власть все чаще приходят представители социальной сферы — из медицины, образования. Это новая политическая мода? Я бы назвал это «социальный» тренд. Уже в 2013 году на региональных выборах тенденция прихода во власть представителей соцсферы приобрела массовый характер. Сегодня это устоявшийся тренд обновления поля публичной политики. Похоже, ставка на врачей и учителей воспринимается, как один из главных факторов политической стабильности. Ведь в нашем обществе привыкли доверять выходцам из социальной сферы, в противовес представителям бизнеса. Партия власти реагирует на этот запрос, включая в свои списки работников вузов, детсадов, больниц, поликлиник. Вы сами сторонник или противник участия «бюджетников» в обновлении депутатских кадров? Я сторонник рационального подхода. И основным критерием считаю эффективность депутата. Его готовность принципиально отстаивать интересы избирателей, не идти на компромисс с властью, уделять достаточно времени и сил этой работе. Давайте говорить прямо. У бюджетника главный интерес —чтобы зарплату платили вовремя и в обещанном объеме. В лучшем случае, чтобы школу покрасили вне очереди или больнице выделили дополнительные средства. Не секрет, что многие депутаты используют свой статус именно для решения сиюминутных вопросов, а ведь задачи депутатского корпуса, согласитесь, намного шире, чем «проталкивание» корпоративных интересов. Посмотрим правде в глаза, присутствие в думе уважаемого человека(многие кандидаты из соцсферы известны именно своими профессиональными достижениями) вовсе не гарантирует, что он будет располагать временем для полноценного выполнения своих депутатских функций. Работа депутата занимает очень много времени. И высокий профессионализм врача, к примеру, не делает автоматически человека эффективным политиком. То есть Вы, мягко говоря, не сторонник участия руководителей лечебных учреждений в выборных органах? Да, Я принципиальный «несторонник» подобных действий. И объясню почему. Давайте сначала ответим себе вопрос – пока чисто теоретически — зачем врачу депутатское кресло? Работа врача сама по себе напряженная и насыщенная – ежедневная работа с людьми, с их проблемами и претензиями. Для этого врач учился, именно к этому и готовил себя за годы студенчества и интернатуры. Пациентов у хорошего практикующего врача не один десяток. Кроме ежедневной врачебной практики необходимо развиваться и совершенствоваться в профессиональном плане: изучать специальную литературу, опыт коллег, новые методики… Эта работа требует от врача полной самоотдачи. Если это, конечно, хороший врач. Кстати, к сфере образования это относится в полной мере. Работа депутата очень похожа на работу врача. Встречи с людьми, с их просьбами, претензиями. Так же надо разобраться в сути дела, принять правильное решение, проследить за его исполнением. И еще участвовать в заседаниях и вести работу в профильном комитете. Если, конечно, пришел в депутаты не из корысти, а для служения интересам избирателей. И работа депутата, как и работа врача, требует максимальной отдачи. Иначе результата не будет. А теперь давайте ответим на простой вопрос — насколько полноценно можно совместить эти два рода деятельности. Совместить так, чтобы и врач работал полноценно, и депутат эффективно выполнял свои обязанности. Ответ прост – НИКАК! Придется что-то делать вполсилы – или людей наспех лечить, или людям изредка служить. Вывод напрашивается сам собой – когда врач решает совмещать свою основную работу с непрофильной, отнимающей массу времени, деятельностью – он сознательно отказывается от активной врачебной практики. Или же сознательно идет в депутаты, дабы использовать новый статус как карьерный трамплин или как эффективный рычаг для решения собственных интересов. И тот и другой вариант – это профанация деятельности, а значит — сознательный обман людей. Но, согласитесь, приход в органы власти представителей соцсферы — это объективный процесс. «Народ, который хорошо знает проблемы той или иной социальной группы, обязательно должен присутствовать в выборных органах… учителя, врачи,…должны принимать участие в решении этих проблем». Это слова Вячеслава Володина, председателя Госдумы. Абсолютно согласен. И я, и мои коллеги по профсоюзу Действие поддерживаем участие врачей в выборных органах. Речь сейчас идет о руководителях медучреждений. Согласитесь, занять должность главврача вряд ли сможет человек, лишенный управленческих компетенций. Главврач-это управленец высшего уровня, наделенный необходимым статусом и полномочиями для решения насущных вопросов. И если он при этом не в состоянии решить производственные проблемы без дополнительного рычага в виде депутатской «корочки», это явный симптом «управленческой дистрофии». Давайте, для примера, разберем следующую ситуацию. На сайте Астраханского отделения Единой России читаем — главный врач Александро- Мариинской областной клинической больницы Евгений Калашников и главный врач областной клинической психиатрической больницы Владимир Тарханов включены в список кандидатов для последующего выдвижения от ЕдРо в городскую думу. Посмотрим на это выдвижение с практической стороны. Оба главных врача, и Калашников, и Тарханов- на должности менее года. Сегодня в АМОКБ масса нерешенных внутренних проблем. Знаю это не понаслышке: профсоюз вовлечен в решение трудовых споров медперсонала и администрации больницы еще до назначения Калашникова. Плюс рад текущих производственных задач — строительство перинатального центра, перепрофилирование больницы под госпиталь для больных коронавирусом, кадровые манипуляции ( сокращение медсестер и перевод в санитары, временное закрытие большинства отделений и перевод значительной массы сотрудников на 2/3 оклада –не зарплаты, а именно, 2/3 голого оклада), – все это требует внимания и деятельного участия главврача. В психиатрической больнице дела тоже непростые. Весь прошлый год наш профсоюз боролся за пересмотр дела врача Александра Шишлова. По мнению следствия, он сознательно обманул врачебную комиссию, умышленно изготовил подложный акт о состоянии больного и подсунул его на подпись «не осведомленным в его преступном умысле» членам комиссии — заведующей отделением и заместителю главного врача по судебно-экспертной работе. А затем изготовил документы в Кировский суд, которые все тот же наивный, «не осведомленный в его преступном умысле» замглавврача, Заслуженный врач РФ с 20 летним стажем работы в сфере судебной экспертизы, подписал (видимо не глядя!) Это дело выявило массу нарушений в работе больницы, в частности, отсутствие необходимых нормативных актов, регламентирующих работу врачебной комиссии (на что Минздраву указал Следственный Комитет). Это дело стало рензонансным, к нашей борьбе присоединились и центральные телеканалы, и коллеги из других регионов России. Мы все были возмущены явной несправедливостью. Всю вину руководство больницы свалило на Шишлоа, который, отбыв часть срока по приговору, был, в итоге, оправдан кассационным судом и освобожден. А «уважаемые завы и замы», которые, по сути, и допустили преступную халатность, все эти годы игнорируя «административный бардак», затем сознательно подставили под удар рядового врача, который даже не имел решающего голоса в комиссии, и сейчас спокойно продолжают решать судьбы пациентов и окружающих их людей. Вопрос по теме: Может ли ответственный человек в такой ситуации отвлекаться, тратить время и силы на непрофильную деятельность? Гражданская логика подсказывает, что ответственный человек решит сначала текущие задачи, разгребет завалы трудовых споров и тем самым покажет окружающим степень своей управленческой зрелости и свое соответствие занимаемой управленческой должности. И уже тогда, имея авторитет руководителя, поддержку коллектива, и, что важно, получив опыт практической управленческой работы, возможно, решит пойти «во власть». Логика бюджетного чиновника подсказывает иное – главное неукоснительно исполнять указания вышестоящих органов. Решили сократить сотрудников – сокращай, урезать зарплаты-урезай. И не задумывайся – за тебя все уже решили. Твое дело исполнять. Без пререканий и в срок. Тогда будет и финансирование и движение по карьерной лестнице. Распределение бюджетных средств – отличный способ контроля руководителей, превращая их в согласное, молчаливое или радостно-одобряющее ничто. Мы не ставим под сомнение квалификацию и высокий профессиональный уровень Евгения Калашникова, как практикующего врача. Как, впрочем, и профессионализм любого из главных врачей. НО, практика показывает, что ЛЮБОЙ практикующий врач, становясь администратором, престает быть эффективным врачом. А главврач — это не просто администратор, это топ-менеджер, управленец высшей категории. И вы действительно верите, что бюджетный управленец, безропотно претворяющий в жизнь любые указания «сверху», может стать принципиальным депутатом? Увы, подобные «народные избранники» чаще выступают проводниками решений, принимаемых в администрациях, а не выразителями интересов своих избирателей. Соответственно, значение законодательных органов ослабевает. Они фактически теряют свою законотворческую функцию и превращаются в придаток исполнительной власти. И получается в итоге, что мы же сами, руководствуясь не разумом, а надеждами, выбираем не борца за наши интересы, а идеализированный образ «хорошего человека». А когда успешный врач или уважаемый учитель оказываются некомпетентными в непривычном для них деле — кричим, что нас «кинули», снова подсунули «не того», что выборы это обман и «лохотрон». И еще один интересный момент. В Городской думе нет комитета по здравоохранению, все законодательные полномочия по этому направлению находятся на региональном уровне. Поэтому вдвойне непонятно чем будет заниматься Главврач в Городской думе. Так может не стоит сегодня терять хорошего врача или успешного учителя, чтобы завтра получить депутата сомнительного качества?