«Предприниматели из 90-х совсем не доверяют власти, а 30-летние еще на что-то надеются»
Ольга Чебыкина, директор компании «HR-Лидер»: — В период кризисов предприниматели разных поколений выбирают отличные стратегии поведения. Нам повезло, в нашей копилке клиентов есть и поколение бэбибумеров, и поколения Х и Y (ранние). Сегодня, когда бизнес оказался в кризисном положении, очень интересно наблюдать за тем, как они с этим справляются. Бэби-бумеры (60+) Это поколение предпринимателей, которое вступило в бизнес в 90-х уже в достаточно зрелом возрасте. Они основали компании, которые к весне 2020 г. достигли периода значительного расцвета благодаря личностным качествам их руководителей: жесткости, быстроте мышления, высокой работоспособности. Бэби-бумерам приходилось выживать в Советском Союзе, к текущему моменту они пережили несколько кризисов: распад СССР, 1998 год , 2008 год, 2014-й — и вот опять. Они не очень современны, некоторые даже не знают, как нормально пользоваться всеми функциями электронной почты, предпочитают договариваться со всеми лично и по телефону. Люди этого поколения не доверяют никому, моментально режут все затраты, трудно адаптируются к новым условиям и всегда готовятся к худшему. Сейчас они практически замерли и живут одним днем, предпочитая не совершать лишних движений. Если в их командах нет сильных представителей других поколений, способных влиять на мнение собственника и строить более оптимистичные прогнозы с надеждой на выживание, то такая модель поведения может быть неперспективной. На помощь власти люди этого поколения не надеются, верят только в собственные силы и ресурсы. В современном мире постоянных изменений такое поведение может оказаться крайне рискованным и убить компанию, которая не готова смотреть в будущее. Поколение Х (45+) Что бы ни случилось, эти предприниматели-трудоголики выживут в любой ситуации. В бизнес 90-х они вошли молодыми людьми, жадными до денег и власти, благодаря своей настойчивости, крайней степени трудоспособности, наглости, и жесткости, граничащей с жестокостью они отвоевали свое место в этом мире. Многие из этих предпринимателей смогли привести свои компании к периоду расцвета к кризису 2020 г. Поведение предпринимателей поколения Х сегодня характеризуется следующими чертами: они подходят к сокращению затрат на развитие компаний более избирательно, чем их предшественники. Они продолжают вкладываться в продажи, понимая, что после окончания ограничительных мер будут побеждать те, чьи продажники лучше организованы, обучены и эмоционально заряжены. Эта статья сокращению не подлежит. Но они меньше работают с продуктами, которые производят, диверсификация и разработка новых продуктов идет медленнее, чем у их последователей. Они не так гибки, чтобы демонстрировать высокую скорость изменений. Люди поколения Х немногим больше доверяют власти, чем их предшественники. Они привыкли надеяться на себя, но со времен перестройки все-таки верят в пусть небольшое, но светлое будущее. Они реалисты, что помогает им сохранять работоспособный настрой даже в самых тяжелых ситуациях. Глобальная системность и строгая дисциплина, полученная в наследство от пионерского и комсомольского детства, помогает им сохранять высокую работоспособность в любых условиях. Поколение Y (30+) Предприниматели поколения Y практически не снимают «розовых очков» позитива, но, возможно, это и позволит им быстрее и легче пережить кризис, в отличие от их предшественников. Они предпочитают вообще не сокращать затраты, так как просто не умеют этого делать: они еще не переживали ни одного глубокого системного кризиса. И в этом самый большой риск предпринимателей этого поколения — бизнес может просто не выдержать затрат. При этом они склонны доверять власти и верят, что власть им поможет. Многие из них уже адаптировались к изменениям. Один из наших клиентов, понимая, что перспектив у рекламного рынка немного, начал производить другой продукт, который уже востребован в условиях массовых опасений за свое здоровье (это не маски и не антисептики). Не удивлюсь, если его агрегаты через несколько месяцев будут стоять во всех организациях города и области. Да, эти ребята искренне верят в будущее, им интересно жить, но с рисками они умеют работать плохо. Если в их командах есть представители обоих поколений предшественников, у таких бизнесов есть шанс не только выжить, но и преуспеть. Предприниматели разных поколений. Как они реагируют на кризис Критерий Бэби-бумеры Поколение Х Поколение Y Сокращение затрат Моментально зарезали все программы развития Подходят к сокращению затрат на развитие более избирательно Не сокращают затраты на развитие, ищут другие статьи оптимизации Доверие правительству и местным органам власти Не доверяют власти совсем Частично доверяют власти Доверяют власти Ожидание помощи от власти Надеются только на собственные силы Сохраняют надежду, но готовятся к использованию только собственных ресурсов Надеются на помощь властей Гибкость адаптации к новым условиям Низкая, действуют старыми, испытанными методами Доверяют опыту, но некоторые представители поколения внедряют новые методы уже сейчас Уже адаптировались ко многим изменениям, генерят новые продукты на ходу Психоэмоциональный фон Крайне негативный: все плохо, надежды нет Умеренно устойчивый: будь что будет, будем работать — прокормимся Позитивный: какой клевый новый мир, столько всего интересного… Для выживания в кризис нужно гибко перестраиваться и использовать разные модели поведения, которые характерны для разных поколений. Так что, чтобы справляться с кризисами, важно, чтобы в команде присутствовали представители разных поколений, именно это обеспечивает высокие результаты бизнеса при любых условиях. Конечно, не все зависит от принадлежности человека к поколению, есть еще индивидуальные психотипы, которые накладывают свои дополнительные характеристики на поведение предпринимателей в кризисные периоды, но кем бы вы ни были, бэби-бумером, представителем поколений Х или Y — выбирайте правильные стратегии поведения, в правильное время, в правильном месте, с правильными людьми. >>> Читайте также на DK.RU: «Дайте ребенку образование и отправьте в свободное плавание, пусть знает, что там, на дне»