«Золотая» дружба - Почему грузовые коллапсы не влияют на контракт «Аэрофлота» с компанией «Москва Карго»?
Груз золота ценой 58 млн рублей, по сообщениям СМИ, случайно обнаружили сотрудники службы безопасности, после чего в некоторых источниках появилась «удобная» для пресс-центра аэропорта версия о том, что кейс со слитками случайно уронили при погрузке на складе, ничего страшного не приключилось, всё тут же исправили… В присутствии полиции и собственника! Мол, уронили, с кем не бывает. Это была бы не самая плохая версия, если бы не фотографии. Знали ли инженеры, встраивающие камеры в сотовые телефоны ещё на заре развития технологии, что их труды сильно затруднят работу пресс-службы московского аэропорта? Слитки на асфальте никак не походили на случайное опрокидывание кейса. Увы. Вместе с фото разбитого кейса и повреждённых слитков (золото явно потребует переплавки – это одно из доказательств лживости версии «уронили-подняли-запечатали-всё хорошо») в Сети появились данные о всей партии груза. Это просто: взяли номер на кейсе (на фото виден), ввели его в поисковую систему сайта грузового терминала «Москва Карго», и – вуаля! – все данные по грузу золота, который направлялся в Лондон. Война за груз История с золотыми слитками, так попортившая нервы пресс-службе аэропорта Шереметьево, освежила воспоминания о войне за грузы, которая проходила в аэропорту несколько лет назад. И, судя по всему, она ещё не закончилась. А начиналось всё так. В июне 2013 года в издании «Коммерсантъ» появилась статья, в названии которой говорилось, что известный олигарх «загрузит Шереметьево». Кризиса ещё не было, аэропорт Шереметьево принадлежал государству, всё стабильно шло своим чередом. В этих условиях кипрский офшор TPSAvia приобрёл малоизвестный грузовой терминал с претенциозным названием «Аэропорт Москва». «Вложились» трое – кроме знаменитого «короля госзаказа», обладателем складских помещений в Химках стал миллиардер Александр Пономаренко («Википедия» называет его чемпионом Украины по боксу) и, судя по всему, его партнёр, выпускник Славянского государственного педагогического института по специальности «преподаватель физической культуры» Александр Скоробогатько, на тот момент депутат Государственной думы от партии «Единая Россия». В публикациях 2013 года Александра Скоробогатько не упоминают в качестве собственника TPS Avia, но уже в 2015 году, по сообщениям ТАСС, у них на двоих с Александром Пономаренко 65,3%. Видимо, в 2013 году законодательный запрет на занятие предпринимательской деятельностью в отношении господина Скоробогатько не дал видному функционеру возможности открыто участвовать в капитале. Казалось бы, зачем этим влиятельным людям какой-то склад? Сомнения быстро разрешились – в 2015 году государственная компания «Аэрофлот» совершила локальную революцию в грузоперевозках. Раньше клиент, желающий доставить груз по воздуху, мог выбирать терминал из числа расположенных в Шереметьеве – упомянутый склад «Аэропорт Москва» (которому новые владельцы в рамках ребрендинга поменяли название на «Москва Карго») или частное акционерное общество «Шереметьево-Карго». Это заставляло терминалы бороться за клиента, следить за качеством услуг и тарифной политикой. По необъяснимым причинам это не устроило «Аэрофлот», и компания, проведя тендер, заключила: отныне (и до скончания веков?) все грузы крупнейшей государственной авиакомпании идут только через «Москва Карго». А пожелания клиентов и свобода рыночного выбора, видимо, идут… лесом. Отрасль отреагировала сомнениями, но красивый логотип, пафосное название (имя столицы РФ и как у конкурента английский термин Cargo) вселяли надежду на успех. Увы, на отрасль грузовых авиаперевозок в 2015 году, практически сразу после перевода потока рейсов в «Москва Карго», обрушился первый за всю историю Шереметьева грузовой коллапс. Ситуация была настолько плоха, что сюжет о ней показали даже федеральные телеканалы. Убытки исчислялись сотнями миллионов, а «Аэрофлот» был вынужден ввести эмбарго на грузоперевозки, чего, сотрудничая с «Шереметьево-Карго», не делал никогда. Иностранцы не хотят рисковать Какие выводы были сделаны ценой потери сотен миллионов рублей и срыва доставки сотен тонн груза? Произошло служебное расследование по факту нарушений, допущенных в процессе тендера, отменены его итоги? Авиакомпания признала ошибки, возобновив принцип передачи груза по выбору клиента и вернув справедливую конкуренцию? Или, учитывая прямой ущерб государственной авиакомпании, а значит и бюджету РФ, чёрные «Тойоты» Следственного комитета появились в Мелькисарово, возле офиса «Аэрофлота»? Нет. «Аэрофлот» продолжил работать с показавшим себя не лучшим образом терминалом на эксклюзивных условиях. Самое смешное, что ситуации, подобные случившейся в 2015 году, повторялись раз за разом. В 2018 году «Аэрофлот» провёл тендер заново. И… снова выбрал «Москва Карго». На тех же эксклюзивных условиях. В этом году тендер должны будут провести ещё раз. И? Странность этой истории не могла не заинтересовать госорганы – в периодически коллапсирующий грузовой терминал наведались инспекторы ФАС. Впрочем, к компьютерам в собственности неприкасаемого олигарха их не допустили – оставили сидеть в коридоре. Только спустя время (додумайте сами, что делали местные сисадмины) всё-таки разрешили посмотреть электронную почту, на которой ничего предосудительного (вы удивлены?) – не нашли. Эта история побудила ведомство обратиться с инициативой о введении наказания за противодействие работе инспекторов, но в итоге дело заглохло. Как и антимонопольное расследование в отношении «Москва Карго». А ведь отсутствие конкуренции никогда не шло на пользу рынку – недаром в Сети стали появляться жалобы на кражи груза прямо из терминала. Так, привезённые из США телефоны фирмы Apple, по сообщениям пострадавших, внезапно «всплывали» в российских городах – Черкесске, Красноярске, Санкт-Петербурге и Москве. Налицо не банальная кража пары телефонов потерявшим совесть грузчиком, а, судя по сообщениям в интернете, операция, которую могла провернуть только скоординированная группа лиц, которой «не мешали». Сообщения о краже смартфонов разбавлялись другими: например, ценный груз в виде денежных купюр в сумме 50 тыс. евро был украден грузчиками с борта авиакомпании Air Astana. Air Astana – один из немногих партнёров «Москва Карго». Кстати, о партнёрах. Со складом известного олигарха работают авиакомпании СНГ (кроме Air Astana – «Аэрофлот», «Россия», «Северный ветер», а также белорусская «Белавиа»), в то время как иностранные авиакомпании выбирают независимый терминал «Шереметьево-Карго». Это наводит на мысль, что иностранцам не хочется фигурировать в историях с кражами партий товаров, денег, с эмбарго и т.п., несмотря на громкие имена владельцев аэропорта, терминала и склада «Москва Карго». «Оптимизация» налоговой нагрузки Риск для отрасли в том, что после перехода активов Шереметьева к упомянутым выше трём «друзьям» (Скоробогатько написал заявление о выходе из состава депутатов. СМИ писали, что он рекордсмен списка «самых ленивых депутатов» – не выдержал требований по обязательному присутствию на заседаниях) материнская структура АО «Международный аэропорт Шереметьево» и ООО «Москва Карго» стали аффилированными структурами. Аэропорту выгодно, чтобы максимальное количество рейсов, прибывающих в Шереметьево, обслуживалось именно в «Москва Карго». А это удар по честной конкуренции… Монополизация и коррупция не на пользу стране. Можно ли считать правильным, что авиакомпании, обратившейся в аэропорт за так называемым слотом, настойчиво предлагают работать именно с «Москва Карго», зачастую предлагая демпинговые цены? У авиаперевозчика выбор небольшой – согласиться и при перевозке ценного груза вздрагивать от каждого телефонного звонка или отказаться, зато спокойно возить хоть золото, хоть деньги, но испортить отношения с администрацией аэропорта? Демпингование тарифов «Москва Карго» косвенно подтверждается результатами её работы: за 2018 год компания – партнёр «Аэрофлота» – получила 328 млн рублей убытков, в то время как «Шереметьево-Карго» вышло в плюс. По данным информационных систем раскрытия данных, независимая компания «Шереметьево-Карго» заплатила в 2018 году в казну более 785 млн рублей налогов. Тогда как «Москва Карго», более крупное по численности работников предприятие, обладающее необъяснимым и уникальным контрактом с крупнейшей государственной российской авиакомпанией, – менее 748 миллионов. Меньше, чем «Шереметьево-Карго». Один аэропорт, один вид деятельности – и вот такой разный для бюджета результат. Впрочем, нельзя забывать, что цепочка бенефициаров «Москва Карго» восходит к кипрскому офшору. А люди, применяющие офшоры, как правило, знают способы, скажем так, «оптимизации» налоговой нагрузки.