Счастье есть: жители столицы стали больше тратить на продукты и доставку готовых блюд

В понедельник, 11 мая, аналитики популярного сервиса по размещению объявлений опубликовали данные, из которых следует, что в Москве самая высокая стоимость доставки продуктов на дом среди других российских регионов. Тем не менее, как показывают опросы, жители столицы в период самоизоляции, хоть и существенно понизили планку личных расходов, экономить на еде пока, похоже, не собираются. Чтобы чувствовать себя счастливым, находясь в самоизоляции, оказывается, нужно вдвое меньше денег, чем в обычной жизни. Такой вывод сделали в исследовательском центре кадрового агентства Superjob.ru. Москвичи тоже существенно снизили планку, но при этом изменили приоритеты финансовых расходов. В основном — в пользу еды. Понятно, что представление о так называемом бюджете счастья зависит от благосостояния того или иного региона в целом. Однако эксперты определили, что среднестатистическому россиянину, чтобы комфортно жить в условиях карантина, достаточно всего 80 тысяч рублей в месяц, до пандемии эта сумма составляла 155 тысяч рублей. Москвичам, судя по ответам респондентов, сегодня необходимо 100 тысяч рублей в месяц, хотя в обычных условиях для полного счастья жителям мегаполиса требовалось 214 тысяч рублей. Интересно, что женщинам, независимо от их места проживания, для ощущения комфорта в четырех стенах необходимо меньше денежных средств, нежели мужчинам. Культ потребления Впрочем, к субъективным ощущениям счастья как такового подобная статистика, по мнению экспертов, относится лишь косвенно. Ровно год назад ВЦИОМ уже измерял в нашей стране уровень счастья. Тогда он составил 86 процентов — это был максимальный показатель за все годы измерений. В большей степени довольны жизнью, согласно исследованию, люди с достатком средним и выше. Однако в качестве составляющих счастья россияне назвали семью, собственное здоровье и здоровье близких, наличие детей и хорошей работы. — Счастье в философском смысле, конечно, по-прежнему не в деньгах, — комментирует кандидат социологических наук Арсений Проклов. — Но недаром же бытует саркастическое продолжение пословицы, что оно — в их количестве. Человеку свойственно ценить то, чего ему не хватает в жизни. Счастье можно испытывать от каких-либо личных достижений, или чувствуя себя материально обеспеченным. Ответы на вопрос: «Сколько нужно денег для счастья?» — думаю, говорят как раз об этом. Люди назвали сумму, при которой их психологическое состояние позволяет чувствовать себя комфортно, в безопасности, спокойствии за себя и своих близких. В мегаполисе, по мнению эксперта, финансовая составляющая играет особую роль. В городе больших возможностей, мы привыкли покупать все — товары, услуги, удовольствия… У кого-то потребление перерастает в культ, помогающий справиться с теми или иными комплексами, другим — получить ту самую радость, почерпнуть которую в нематериальных ценностях по разным причинам не получается. — Но не надо забывать еще и о том, что в Москве уровень жизни даже соседей может отличаться в разы, — продолжает эксперт. — Контраст достатка часто провоцирует на необдуманные покупки по принципу «хочу как у всех».«Все» в этом случае те, кто могут себе позволить излишества. Отсюда, например, и повышенный спрос на кредиты в столице, который стабильно наблюдался до пандемии. Спросите жителя из глубинки — он десять раз подумает перед тем, как решится взять в долг под проценты. А у нас кредит на отпуск, покупку машины или ремонт — почти норма. Но сейчас, когда каждая семья со своими личными финансовыми возможностями сидит дома, появляется естественная осторожность в решении материальных проблем. Не исключаю, что нынешняя ситуация заставит многих притормозить бездумные траты, пересмотреть приоритеты своих расходов, люди научатся тратить деньги не только по потребностям, но и по реальным нуждам. Сейчас каждый живет по себе, без оглядки на друзей, коллег и соседей. И считает, прикидывает, оценивает: что важно, а без чего вполне можно обойтись. Да и соблазнов меньше. Ведь даже привычные для многих походы всей семьей по торговым центрам с их разнообразием провокационных вывесок, развлечений и удовольствий сейчас невозможны. Остаться в плюсе По оценке экспертов, режим самоизоляции в среднем позволяет сэкономить порядка 46 процентов семейного бюджета. В мегаполисе — прежде всего за счет транспортных расходов (на них в обычной жизни уходит порядка 15,5 процента ежемесячных средств) и развлечений (в прошлом году на походы в театр, кино, рестораны и посещение торговых центров тратили в среднем более 10 процентов всех доходов). — Как засели на самоизоляцию, так, кажется, излишне тратить перестали, — говорит москвичка Ирина Прочинская. — Покупки делаем, конечно, но только необходимые. Траты — это другое: бензин для машины «съедал» много, по выходным ходили с детьми в кино или в какой-нибудь развлекательный центр, а там деньги улетают только так. Обязательно что-то покупали: то посуду для кухни, то какие-нибудь полотенчики, подушечки, детям игрушки… Ну и поесть в «едальном дворике» стоило немало. Сейчас и красота, как я говорю, ушла в минус — в салоны не хожу, маникюр не делаю, солярий не посещаю. На новую одежду тоже деньги пока не нужны — в обновке же некуда пойти. Мы осторожничаем с расходами — никто не знает, насколько затянется самоизоляция.Судя по интернет-опросам, москвичи действительно перестали приобретать дорогостоящие предметы быта. И хотя статистика покупок онлайн выросла в разы, их общая стоимость существенно снизилась. — Для того чтобы приобрести какую-то более-менее дорогую вещь дистанционно, нужна привычка, — комментирует торговый консультант одного из сетевых магазинов Андрей Савин. — А у среднестатистического покупателя нет доверия к онлайн-продавцам. Многих беспокоит, что товар излишне разрекламирован, большинству нужно потрогать, посмотреть. Люди боятся брать «кота в мешке». А кому-то нравится ходить по торговому залу, нужен процесс, дающий положительные эмоции от приобретения. Такой радости и удовольствия сидящие на самоизоляции, конечно, лишены. Однако, по мнению кандидата экономических наук Валерия Стокова, самоизоляция потребительские привычки существенно не изменит. — Шопоголики быстро научатся использовать онлайн-сервисы, — говорит он. — Хотя бы для того, чтобы психологически себя поддержать, развеять скуку длительного пребывания дома. Но тех, кто может, как говорится, держать себя в руках, все-таки больше. У среднестатистического потребителя сегодня есть уникальный шанс переосмыслить свои расходы. Понять, на что тратили просто потому, что так хотелось, а на что — по реальной необходимости. И при этом не нужно совсем отказываться от условно «лишних» трат. Речь о том, чтобы научиться их отличать от базовых расходов на покупки, которые нельзя отменить или отложить на время. Чтобы это сделать, эксперт советует просмотреть и проанализировать свои приобретения, сделанные в «доковидные» времена. Получив зарплату, стоит разложить ее «на кучки», выделив сразу «неприкосновенную» сумму на непременные расходы. Сейчас, когда ездить никуда не надо, — в первую очередь на продукты и оплату ЖКХ. — Как бы ни было сейчас сложно, копить долги по коммунальным платежам — это рыть себе и своему бюджету огромную долговую яму, — объясняет Валерий Стоков. — Еще посоветовал бы постараться хоть какую-нибудь сумму отложить на черный день. По статистике, любой работающий человек в состоянии без особого напряга выделить до 10 процентов из своих доходов для формирования «подушки безопасности». Полагаю, в нынешних условиях подавляющему большинству это сегодня просто необходимо. И то, что показывает актуальный опрос по потребностям средств москвичей, говорит, на мой взгляд, еще и о том, что многие начали трезво оценивать свой бюджет. Кстати, по данным одного из столичных бюро кредитных историй, спрос на потребительские кредиты в апреле снизился на 41,4 процента. В долги горожане сейчас предпочитают не влезать. Но и экономить москвичи готовы все-таки не на всем.по коммунальным платежам — это рыть себе. А кушать хочется всегда Привычные для жителей мегаполиса развлечения сегодня не доступны. Дома скучно, сутки за сутками напоминают своеобразный «день сурка». Ярких событий нет, ничего выдающегося, стоящего обсуждения, в жизни, кажется, не происходит… По данным портала стопкоронавирус.рф, в самоизоляции граждане больше всего заняты общением с семьей. На втором месте — еда и сон. При этом физическими упражнениями на дому занимаются всего 7 процентов респондентов. А согласно опросу на одном из столичных онлайн-сервисов, подавляющее большинство горожан сегодня воспринимают как главный источник удовольствия приготовление пищи и покупку еды. — Мы сидим дома и постоянно что-нибудь едим, — рассказывает жительница района Выхино-Жулебино Татьяна Осипова. — Детей не остановить: все время жуют какие-нибудь печенюшки, конфеты, чипсы. Я понимаю, что все это неполезно и неправильно! Но что делать, если мы с мужем сами остановиться не можем. И хочется ведь все время чего-нибудь вкусненького! Раньше, когда на работу ходили, днем ели по сути один раз за десять часов: утром позавтракали, в офисе быстренько пообедали, и все, пока до дома не доберешься, о еде не вспоминаешь. А дома почему-то только о ней и думаешь. То мы все вместе, в кругу семьи, решаем что-нибудь эдакое приготовить, то, наоборот, у плиты стоять лень и мы заказываем буквально море всякой разной готовой еды. Причем разной — то пиццу, то суши, дети, конечно, предпочитают гамбургеры. Все это, естественно, влетает в копеечку. Но зато все рады! И семейные обеды у нас стали традицией. Психологи отмечают, что длительное пребывание в замкнутом пространстве неизбежно провоцирует стресс. В большей степени ему подвержены жители мегаполисов, вынужденные сейчас находиться в границах своих квартир, площадь которых далеко не у всех позволяет домочадцам дистанцироваться друг от друга. — Быть все время вместе для многих оказалось трудным испытанием, — говорит семейный психолог Людмила Федотова. — Мы же привыкли видеться урывками — утром разбежались, кто на учебу, кто на работу, а встретились только вечером. А сейчас произошел сбой стереотипов. Но, кто знает, может, эта ситуация исправит проблему разобщенности в семьях. Доказано ведь: за едой человек раскрепощается, становится более доброжелательным, склонным к задушевным разговорам. А это важно, особенно тем семьям, в которых проживают представители разных поколений. Но есть и негативная причина: многие сейчас испытывают повышенную тревожность. А когда нервные клетки возбуждены, организму требуются гормоны радости. И еда — один из самых доступных способов борьбы с психологическим дискомфортом от монотонности жизни. По оценке экспертов, в Москве и других крупных городах многие люди, привыкшие питаться фастфудом, находясь дома, продолжают заказывать доставку бургеров, пиццы, суши. Да и в целом аналитики отмечают повышающийся спрос на продукты питания. И если в начале введения режима самоизоляции это объяснялось стремлением запастись впрок, то сейчас эксперты считают, что для многих горожан покупка еды превратилась в развлечение. — Ну, во-первых, самостоятельная готовка сродни творчеству и своеобразному самоутверждению, — поясняет психолог. — Неслучайно о том, что муж вдруг встал к плите и начал создавать кулинарные шедевры, сегодня говорит каждая пятая женщина. И дети крутятся вокруг, участвуют в общем деле. А во-вторых, те, кто сегодня вынужден заказывать продукты на дом, часами просиживают за компьютером, выбирая сервисы, товары. Это компенсирует привычку покупать, быть потребителем, соответственно, тоже доставляет удовольствие. По данным одного из крупных агрегаторов, до карантина люди пользовались сервисами доставки продуктов время от времени, а сейчас 75 процентов москвичей заказывают еду на дом раз в два-три дня. А средний чек за последний месяц вырос на 25 процентов. — У меня каждый раз заказ еды на дом превращается в своеобразный квест, — рассказывает многодетная мама Ольга Синицына. — В одном магазине продукты слишком долго ждать нужно, в другом нет в наличии и половины того, что мне нужно. И, знаете, я практически испытываю состояние эйфории, когда мне, наконец, удается оформить доставку. А с какой радостью и восторженными воплями дети разбирают пакеты! …Казалось бы, счастье не поддается измерению. Но вот ведь — нашли и ему денежный эквивалент. Но, может, настоящий кайф мы сегодня получаем не от съеденных вкусностей, а от компании, в которой устроили пир? И потребность в деньгах снизилась все-таки оттого, что ценность общения с близкими, пусть и в замкнутом пространстве, как раз и есть тот самый, настоящий «бюджет счастья», тратить из которого, не экономя, нужно не материальные средства, а любовь, заботу и внимание, которых раньше остро не хватало. Очень хочется в это верить. КСТАТИ В режиме самоизоляции москвичи стали чаще оставлять чаевые курьерам. Однако средний размер чаевых по сравнению с прошлым годом практически не изменился: в среднем он составляет 105 рублей. СПРАВКА Несколько лет назад специалистами организации World Values Survey, занимающейся изучением политических и социокультурных изменений в мире, проводилось исследование, цель которого было определить, в каких странах живут наиболее счастливые люди. Оказалось, стремление к материальным благам, которое растет по мере увеличения среднего уровня дохода, является серьезным фактором подавления счастья.А самые счастливые на Земле, как утверждают ученые, люди живут в Нигерии. Главные факты по теме коронавируса в России и мире можно прочитать ЗДЕСЬ >>> Читайте также: Коронавирус: главные события и цифры за сутки на утро 11 мая Врач-диетолог назвала главное условие, при котором укрепляется иммунитет

Счастье есть: жители столицы стали больше тратить на продукты и доставку готовых блюд
© Вечерняя Москва