Сделка века: Незатихающие споры о ленд-лизе
И. В. Быстрова. Ленд-лиз для СССР. Экономика, техника, люди (1941—1945 гг.). — М.: Издательство «Кучково поле», 2019. — 480 с.; 32 л. ил. История программы ленд-лиза — военно-экономической помощи СССР со стороны союзников по антигитлеровской коалиции — имеет важнейшее значение в научном освещении принципиальных исторических проблем, таких как военное и дипломатическое сотрудничество стран коалиции, модернизация советской экономики, роль технической помощи, а также «человеческого фактора» в отношениях союзников. Огромная тема Ирина Владимировна Быстрова — доктор исторических наук, ведущий сотрудник Института российской истории РАН и профессор РРГУ, исследователь проблем холодной войны, развития советского военно-промышленного комплекса, военно-экономического сотрудничества и противостояния в военные и послевоенные годы. Она автор таких книг, как «Поцелуй через океан: «Большая тройка» в свете личных контактов (1941–1945 гг.)», «Холодная война 1945–1960 гг. Токио — Москва — Вашингтон», «Советский военно-промышленный комплекс: проблемы становления и развития (1930–1980-е годы)». Огромную тему ленд-лиза нельзя назвать неисследованной, отмечает Ирина Быстрова. Зарубежные работы, выходившие прежде всего в США, опирались на данные из американских источников, которые стали доступны для изучения уже вскоре после окончания войны (документы Администрации по ленд-лизу, Военного департамента, Управления по военному производству США и других ведомств). Отечественные исследования ленд-лиза затруднялись тем, что основополагающий архивный фонд Правительственной закупочной комиссии СССР в США оставался закрытым вплоть до недавнего времени. Однако в 1990-е и 2000-е годы в России опубликованы ценные работы, посвященные Северным конвоям («Ленд-лиз и северные конвои, 1941–1945 гг.» Михаила Супруна), программе ленд-лиза для всех стран с экономической точки зрения («Ленд-лиз: сделка века» Натальи Бутениной), хронологии ленд-лиза («Ленд-лиз СССР, 1941–1945» Владимира Краснова), а также таким аспектам, как роль тихоокеанского маршрута ленд-лиза и авиатрассы «Аляска — Сибирь». Монография Ирины Быстровой построена по принципу реконструкции деятельности Правительственной закупочной комиссии СССР в США во взаимосвязи с масштабными историческими, военно-экономическими, техническими проблемами. В книге освещаются такие вопросы, как рождение и становление антигитлеровской коалиции, развитие военно-экономического взаимодействия Советского Союза, Великобритании и США в первые месяцы после нападения Германии на СССР, распространение ленд-лизовского акта на СССР (с 1 октября 1941 года). Подробно рассмотрено создание Правительственной закупочной комиссии СССР в США (в марте 1942 года), а также деятельность правительственных органов Великобритании и США и их сотрудничество с СССР в деле проводки конвоев с ленд-лизовскими грузами в Советский Союз. Научные дискуссии и кривое зеркало Во введении Ирина Быстрова обращается к драматическому эпизоду, связанному со встречей Уэнделла Уилки, эмиссара президента Франклина Делано Рузвельта, с советскими писателями. Константин Симонов вспоминал об этом с неутихающим гневом: «Наша миссия была — выложить ему все, что мы думаем по поводу того, что американцы и англичане не открыли и в ближайшем будущем не собираются открывать второго фронта… Мне, только что вернувшемуся из Сталинграда, не хотелось в этот вечер благодарить этого американца и в его лице Америку ни за американскую тушенку, ни за американские телефонные аппараты, ни за американские “Виллисы” и грузовики, ни за американские танки». После рассекречивания части архивных фондов на рубеже в конце 1980-х и начале 1990-х годов в новой российской историографии развернулись горячие научные споры: об уточнении данных по ленд-лизовским поставкам, о количественных параметрах поставок по сравнению с советским производством, об оценке вклада этой программы в военную экономику и ее влияния на победу над фашизмом. Но самые большие и острые дискуссии вызвал вопрос, одержал ли бы СССР победу над Германией без ленд-лиза. Эти дискуссии продолжаются. Сегодняшнее их состояние Ирина Быстрова обобщает так: ряд авторов настаивает, что вклад ленд-лиза в победу СССР был незначительным, другие утверждают, что по многим направлениям поставки были незаменимы (продовольствие, грузовики, станки, которые в СССР не производились), уникальными были поставки радиооборудования, десантных судов, существенными — боевых самолетов и кораблей, порохов, алюминия, авиационного бензина. Дискуссии ведутся по уточнению доли поставок по различным видам вооружений (от 10% до 20% собственного производства — по расчетам разных исследователей) и по другим товарам, где доля достигала и много больших значений (прежде всего продовольствия, грузовиков, паровозов и рельсов, авиабензина, радиоаппаратуры, некоторых видов станков). Ирина Быстрова показывает нелегкий пусть переговоров о включении Советского Союза в программу ленд-лиза, начавшийся личным письмом Иосифа Сталина Уинстону Черчиллю от 3 сентября. Советский руководитель описывал критическое положение на советско-германском фронте, огромные потери и смертельную угрозу, нависшую над страной. Он в «почти ультимативной форме», как пишет Быстрова, требовал открыть второй фронт на Балканах или во Франции и срочно обеспечить поставки Советскому Союзу самолетов, танков и алюминия. «Содержание послания было немедленно доведено Черчиллем до президента США Ф. Рузвельта, который принял важнейшее решение, не дожидаясь утверждения Конгресса США, перенести на СССР действие Закона о ленд-лизе (“аренда — взаймы”) под видом помощи Великобритании, о чем Черчилль сообщал Сталину в послании от 6 сентября: “Было бы лучше, если бы всякая помощь, оказанная Вам нами, покоилась на той же самой базе товарищества, на какой построен американский закон о займе-аренде, то есть без формальных денежных расчетов”» (с. 14–15). В 1941 году помощь Советскому Союзу со стороны США и Великобритании по своим размерам была пока не очень велика. Однако реальное сотрудничество началось. «В разгар битвы за Москву помощь англо-американских союзников носила в большей степени морально-психологический характер, поднимая боевой дух в столице. Советские люди, в том числе доблестные защитники Москвы, почувствовали моральную поддержку, и хотя и небольшую, но растущую материальную помощь со стороны крупнейших промышленных стран мира — США и Великобритании, представители которых прибыли в столицу СССР тревожной осенью 1941 года» (с. 21). Одновременно с монографией Ирины Быстровой появилась другая книга о ленд-лизе, точнее — об авиатрассе «Аляска — Сибирь». Приключенческая, военно-шпионская, с элементами мистики повесть Ильи Бояшова «Бансу: быль» (СПб.: Лимбус-пресс, 2019). Книга, гораздо более «тиражная», чем научное исследование, внушает читателям совершенно невероятные представления о программе ленд-лиза. Действие происходит в 1943 году. По воздушной трассе «Алсиб» летят гвозди, иголки, лекарства, шоколад, тушенка, слюда, бумага: «Короче, все, чем тогда делилась с затянувшей ремень на последнюю дырочку Россией богатая и вальяжная Америка. И делилась, надо заметить, не просто так, а за щедрое русское золото, которое отправлялось в страну демократии обратными рейсами». В реальности этого «золота обратными рейсами» не было и быть не могло. Можно предположить, что источником для Бояшова послужили лекции на телеканале «Культура» в рамках научно-познавательного проекта ACADEMIA 1–2 сентября 2010 года. Лектор, Андрей Николаевич Сахаров, ныне покойный директор Института российской истории РАН, утверждал, что за свои поставки: «Америка в ходе войны требовала оплаты золотом и не когда-нибудь, а уже в ходе военных действий, в ходе самой войны. В этом смысле американцы умели деньги считать и были в этом смысле совершенно беззастенчивы и циничны». Правда же, однако, заключается в том, что в соответствии с программой ленд-лиза Советский Союз, как и другие страны — получатели помощи (Великобритания, Китай, Свободная Франция, Австралия — к концу войны практически все союзники стали участниками программы), ничего не платит за поставки в период военных действий, ничего не должен был платить за уничтоженные в ходе боев материалы, боеприпасы, технику — и лишь после окончания войны должен был договориться об оплате тех поставок, которые уцелели и имели не только военное, но и гражданское назначение (паровозы, подвижной состав, грузовики, электростанции). Автор повести признает, что Америка поставляла не только иголки, но и самолеты, однако «иголку подпускает»: эти самолеты — «бостоны» — были удобны, чтобы в них отдыхать, а не воевать. «Обзор отличный, кресла мягкие, спать в таких, а не летать, да еще и с бронезащитой. Конечно, были и недостатки, но касались они в основном использования “бостона” в бою и для мирных перегонов значения не имели». Увы, сегодня существуют «два» ленд-лиза: с одной стороны, грандиозная «сделка века», предмет серьезнейших и далеко не оконченных научных штудий и дискуссий, а с другой — кривое зеркало фантазий о пустяковых иголках и негодных самолетах, за которые зачем-то платили «щедрым русским золотом». Танк американского производства, поставленный Советскому Союзу по ленд-лизу, на берлинской улице. Владимир Гребнев / РИА Новости Преодоление Колоссальный объем поставок по ленд-лизу потребовал от всех участников «сделки века» преодоления столь же колоссальных проблем и трудностей — не только военных, вызванных яростным противодействием неприятеля, но и организационных, технических, психологических. В книге рассматриваются проблемы транспортировки, погрузки, разгрузки, упаковки грузов на различных маршрутах ленд-лиза. Проблемы конвоирования транспортов и вооружения советских торговых судов, участвовавших в перевозках. Буквально каждый шаг был сопряжен с трудностями, требовавшими не только организационно-технического разрешения, но и человеческого взаимопонимания. «Тема вооружения советских судов стала предметом обсуждения между М. И. Акулиным и адмиралом Файрфилдом, координатором Морской комиссии по вооружению торговых судов. Одна из бесед состоялась в кабинете американского адмирала 18 января 1943 г. М. И. Акулин поблагодарил американского собеседника за содействие в установке вооружения на советские суда и поставил вопрос о дополнительном вооружении больших торговых судов 20-мм пулеметами. Адмирал Файрфилд заметил, что “советские торговые суда грузоподъемностью свыше 5000 тонн могут получать до 8-ми 20-мм пулеметов вместо 4-х, и что об этом уже даны соответствующие инструкции в порты. В отдельных случаях… количество пулеметов может быть увеличено. Адмирал Файрфилд просил прислать ему список судов, нуждающихся в дополнительном вооружении, а реквизиции на вооружение направлять в Морскую комиссию в Нью-Йорк”» (с. 131). По архивным материалам фонда Правительственной закупочной комиссии в книге показаны объемы, номенклатура, основные группы и динамика поставок по ленд-лизу в СССР по десяти позициям: поставки самолетов и авиационной техники, поставки бронетанковой техники, поставки артиллерии и боеприпасов, поставки кораблей, морских вооружений и судового оборудования, поставки продовольствия, поставки автотранспорта, поставки «имущества связи», поставки нефтепродуктов, поставки металлов, поставки железнодорожного оборудования. Монография Ирины Быстровой, вводящая в научный оборот много новых сведений, завершается объемным приложением — «Сводный отчет по размещению заказов через Ленд-лиз с 1 октября 1941 по 15 сентября 1945 г. по советской Правительственной закупочной комиссии в США (сумма в американских долларах)». Ленд-лиз был «квинтэссенцией» отношений между союзниками в годы войны, твердо и доказательно утверждает Ирина Быстрова. В период воплощения в жизнь этой огромной и сложной программы сложилось боевое, трудовое, личное сотрудничество и взаимопонимание между союзниками. В военные годы мотив солидарности и сотрудничества преобладал над противоречиями — стороны осознавали огромное значение этой программы помощи, в которой были заинтересованы все. Автор: Елена Иваницкая