Фотомарафон "100-летие ТАССР": праздник Победы у монумента в Набережных Челнах, 1970-е
Проект "Реального времени": от Татарии — к Татарстану, часть 265-я Монумент "Родина-Мать" был первой работой Ильдара Ханова в Набережных Челнах. Его открыли к 30-летию Победы, в 1975 году. Древняя Казань, купеческий Чистополь, нефтяной Альметьевск — все эти города к середине 1970-х уже имели свои традиции празднования Победы. Юные Челны к тому моменту не имели ни собственных старых святынь (которые были утрачены вместе с деревнями, поглощенными молодым городом), ни новых. Но память о великой войне и великой Победе жила в сердцах всех и каждого. Достаточно вспомнить о том, что в 1975 году даже тем фронтовикам, которые закончили войну в 40 лет, было всего по 75. Поколение войны было живо, абсолютно всё: и ветераны, и их дети, и только начавшие появляться внуки. Поэтому даже новые города с новой историей не могли обойтись без памяти о Великой Отечественной и не могли не праздновать годовщины Победы. Это сейчас она стала сакрализированным праздником. А в семидесятых это был день чествования тех, кто в ней участвовал (и они тогда находились чуть ли не в каждой семье) и живых воспоминаний о том, как жила Татария в те страшные годы. Возведение памятника, Ильдар Ханов — второй справа В Челнах монумент, посвященный героям Великой Отечественной, проектировал и возводил молодой скульптор Ильдар Ханов. Это сейчас он считается классиком. Тогда это был молодой монументалист, бунтарь, огромный талант, шедший собственным путем. В Челнах в него поверили, и потом он оставил множество других предметов своего наследия в автограде. Но монумент "Родина-мать" был первым. Сначала хотели сделать небольшую трогательную скульптуру — женщину-мать или солдата с ружьем. Традиционных, реалистичных и трагических. Ханов же планировал поставить монумент высотой в сорок метров (примерно так же, как сейчас выглядит казанская статуя Херрият над Казанкой). Но свободной техники, которая могла бы поднять скульптуру на такую высоту, тогда не нашлось. На КАМАЗе в 1975 году были абсолютно другие приоритеты. Ильдар Ханов вспоминал: "Каждый день со мной работали по 5-7 тысяч человек одновременно. С заводов людей присылали, трудились несколько батальонов железнодорожных войск, интернациональные бригады: из Чечни, Белоруссии, солдаты из Туркмении. Строительство было инициативой комсомола, делали все на эмоциональном порыве, в три смены работали". Интересно, что для рабочих было введено строгое табу: памятник — дело святое, тем более, рядом кладбище, поэтому на объекте не допускалось никакого сквернословия. Производство работ на памятнике "Родина-мать" в Набережных Челнах Итак, монумент с женским лицом, стилизованный под возрождающуюся из пепла птицу Феникс, вырос в Челнах за 2 месяца и 17 дней. Стилистика монумента, легкое портретное сходство и вдохновение скульптора черпали свой источник из образа Гульсабиры Хакимовой, тогдашней зампредседателя исполкома Челнов. 9 мая 1975 мая мемориал был торжественно открыт. Факел сюда доставили с Мамаева кургана — зажгли его от Вечного огня, и частица этого огня до сих пор горит в Челнах.