Владелец диджитал-агентства Александр Воловик об онлайн профессиях и способах заработка не выходя из дома
В Челябинской области рост заболеваний коронавирусом продолжается, большая часть населения сидит на самоизоляции.Кто-то работает в силу непрерывности производства в офлайн, а кто-то уже задумывается о смене профессии либо о дополнительном заработке. Владелец диджитал -агентства, уроженец Челябинска и спикер серии антикризисных форумов Synergy Online Forum, один из которых проходил с 17 по 18 апреля, Александр Воловик рассказал корреспонденту агентства «Урал-пресс-информ» об онлайн профессиях, о том, как стать хорошим специалистом или найти его, а также о том, почему Челябинск — кладезь фрилансеров. — Александр, на Synergy Online Forum Вы сказали, что в топ 5 онлайн профессий входят маркетплейс менеджер, трафик менеджер, комьюнити менеджер, организатор онлайн мероприятий и удаленный менеджер проектов. Нужны ли какие-то определенные навыки (как личностные, так и деловые), чтобы с нуля обучиться на любую из этих профессий? — Навыки нужны в принципе в любом деле. Личностные навыки — это база. Мы ходим в детский садик, в школу, в университет во многом не только для того, чтобы получить знания по биологии, географии и так далее, а для того, чтобы научиться общаться с другими людьми, выстраивать взаимоотношения, работать в команде. Поэтому тот, у кого есть терпение, тот, кто жадный до знаний, и тот, кто любит практику, конечно, может освоить профессию без проблем. Вообще, наверное, любой человек может освоить профессию, если он этого захочет. — Сейчас очень много "специалистов", которые посмотрели пару видео о SMM и уже стали называть себя профессионалами, зазывать клиентов. Как отличить хорошего специалиста от плохого? — Мы на своих обучающих курсах не рекомендуем сразуназывать себя профессионалами. Ученики не должны врать клиенту, нужно говорить о том, что сейчас они только обучились. Да вообще профессионалов на рынке не так уж и любят. Это слово означает, что, скорее всего, будет брать дорого за работу, что у него и так много клиентов, поэтому будет не особо много внимания. Мы сразу предупреждаем, чтобы люди называли себя новичками, но, несмотря на это, говорили, что профессия им очень нравится, что они хотят прокачаться. Люди, которые хотят доказывать, у которых горят глаза, будут всегда более востребованы в любой компании, нежели мнимые профессионалы. Поэтому и выбирать стоит не профессионала, а человека, который горит этим. Человека, который любит свое дело, легко отличить от человека, который просто зарабатывает деньги. Опять же нужны личностные навыки, о которых мы говорили до этого. Но в принципе если не брать первого попавшегося, а пообщаться хотя бы с десятью, то чисто по теории вероятности два-три из них будут точно теми, кто выбрал профессию из-за того, что ему нравится это, что это творческая профессия. А не только для того, чтобы зарабатывать деньги. — На различных сайтах по поиску работы, действительно, много вакансий из списка, озвученного Вами на форуме. Но везде указано — опыт работы от 1 года до 3. Это обязательные условия? Как тогда быть новичкам? —Насчет «везде указано» — это Ваше личное мнение. Когда я просматривал, не могу сказать, что везде и в каждом резюме требуется опыт. Нет, есть много вакансий, где ищут SMM-стажеров, помощников. Но если Вам приглянулась вакансия, где есть условие опыта работы, то напишите, что есть опыт в другой сфере. И еще один совет— можно сделать продвижение для друзей и знакомых. То есть выполнить какую-то работу и зафиксировать ее как кейс с возможностью его упоминания. Тогда уже это опыт работы. — Вы — владелец диджитал-агентства с 2009 года. Расскажите о своем профессиональном пути. Когда и как решили открыть свой бизнес? Какие были трудности? Что было до агентства? — Я учился в Южно-Уральском государственном университете и организовывал различного рода мероприятия: как спортивные, так и массового-досуга. То есть вечеринки, например, посвящения в студенты. Социальные сети использовалкак способ привлечения людей на эти мероприятия. И даже ни с кого не брал деньги, потому что сам себе заказчик, зачем мне брать деньги с себя? И у меня это хорошо получалось. Потом судьба меня свела с одним рекламным агентством, где мне показали, объяснили, что это можно продавать за деньги, и что этот навык сейчас востребован. Я получил одного-второго-третьего заказчика. Затем открыл свое агентство. Постепенно начал расширять штат сотрудников. Потом начали появляться заказы из Москвы. Пришлось переехать, чтобы быть в контакте с клиентами, которые платят в несколько раз больше, чем региональные заказчики. Так разрослось агентство. В пике у нас было 35 сотрудников в офисе, мы работали офлайн. Потом постепенно начали перемещаться в онлайн, то есть на удаленку, когда я увидел, что мотивации у сотрудников нет. Плюс много сотрудников из разных регионов. В общем, потихоньку начали работать удаленно друг с другом. Сейчас не могу сказать, сколько у нас в штате во всех отделах, но в рекламном агентстве человек семь-восемь. Это удаленные сотрудники, живущие в разных городах. Удивительно, что двое живут в Туле, но друг друга не знают. Трудности были, хотел несколько раз отказаться, казалось это немодным. Особенно, когда жил в Челябинске, ведь в Челябинске модно продавать металл, заниматься стройками, кредитами и так далее. А SMM, реклама и все, что с этим связано, казалось несерьезным. — Александр, поделитесь, пожалуйста, самыми успешными своими кейсами? — Самый крутой кейс — это «Гонка героев». Нам приходилось работать практически круглосуточно, собирать людей через социальные сети на мероприятия, которых за год было шестьдесят в пятнадцати городах России. Мне пришлось даже отдельную команду формировать под этот проект. Все не зря. Результаты были очень-очень крутые. — Вы родом из Челябинска. Что можете сказать о региональных особенностях рынка онлайн профессий? Ниша уже заполнена специалистами или здесь пока такие специальности вызывают вопросы? — А нет региональных особенностей. Есть люди, есть интернет. Можно находиться, где угодно: хоть в Бурятии, хоть на Камчатке. И спокойно работать. Региональные особенности могут быть только во Владивостоке или на Камчатке, потому что там разница во времени. Но разница во времени Челябинска с большинством регионов минимальна, поэтому можно брать клиентов со всей европейской части России, еще и с азиатской захватить. Региональная особенность Челябинска в том, что он удобно расположен, вполне подходит, чтобы работать удаленно. У меня много подрядчиков и сотрудников именно из Челябинска. Например, на одной из руководящих должностей работает одноклассница, с которой мы учились с первого класса и сидели за одной партой. Я знал, что лучшего человека как помощника сложно подобрать (смеется). Поэтому Челябинск вполне себе нормальный город для работы в любом рынке. Он миллионник, в Челябинске относительно хорошее образование и университеты. В целом в этом городе находятся уникальные люди в дизайне, в написании текстов, в таргетинговой рекламе, поэтому Челябинск — кладезь фрилансеров. — Александр, на Synergy Online Forum Вы отмечали, что кризис дал новые возможности, появилось еще больше заказов. Можете дать прогноз, что будет после карантина? Популярность онлайн профессий продолжит расти? — И до карантина, и во время карантина, и после карантина идеттренд на онлайн-профессии, бесконтактные приложения, на все, что и так уже есть тренды. Просто сейчас он болееускоренный. И после карантина этот тренд тоже будет развиваться. Сейчас очень многие компании перешли на удаленку, и многие с нее впоследствии не уйдут. Они просто поймут, что офис им не нужен. Как, например, я в свое время платил 220 тысяч рублей за офис в Москве. Но потом сократил эти издержки и рад, что сейчас на эти деньги могу заплатить за трех-четырех хороших сотрудников, которые принесут мне большие результаты, чем наличие офиса. Поэтому многие компании просто не выйдут и тем самым дадут сотрудникам опытудаленной работы. Все равно же идет текучка, люди приходят и уходят, но у них уже есть опыт удаленной работы, им будет проще устроиться удаленно. А если у них есть предпринимательские навыки, то они могут еще и клиентов искать, свой удаленный бизнес организовать. Именно поэтому все продолжится и будет развиваться всегда. Напомним, что агентство «Урал-пресс-информ» является информационным партнером Synergy Online Forum. Следующее мероприятие пройдет 15 мая. Подробности на сайте.